Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Оплот страны огней - Баку и Апшерон, октябрь 2011 года


Оплот страны огней - Баку и Апшерон, октябрь 2011 года

Сообщений 21 страница 30 из 56

21

Грязевые вулканы

Обычно пишут, что из найденных в мире 800 грязевых вулканов в Азербайджане находятся около 300. Они расположены примерно в 20 минутах езды от Гобустана. Машина в какой-то момент сворачивает с хорошего шоссе на проселочную дорогу, едет через деревню с каменными домами на высоком фундаменте (что характерно - сперва вокруг участка возводится высоченная ограда, для таких оград, вероятно, на всех рынках и продаются красивые кованые двери, а затем потихоньку строится дом), немного прыгает по ухабам и поднимается вверх. Приехали. Нам повезло - погода стояла пасмурная, но сухая, в противном случае, как предупреждал наш водитель, наша машина бы тут не прошла.

Грязевые вулканы представляют собой довольно широко распространенное геологическое явление. В настоящее время на нашей планете насчитывается более 1700 надводных и подводных грязевулканических построек. Некоторые грязевые вулканы-гиганты, особенно часто встречающиеся на территории Азербайджана, имеют высоту 400-450 м, площадь кратерной площадки 900-1000 м2, а общий объем твердых выбросов в момент извержения в них превышает 2400 млн м3. Особенно крупных размеров достигают грязевые вулканы Алятской гряды.

Обычная грязевулканическая деятельность четко распадается на два периода. Извержения начинаются со взрыва газов в кратере, разрушения кратерной пробки и поступления на поверхность потоков полужидких грязебрекчий. Одновременно из жерла вулкана выбрасываются твердые обломки и глыбы пород, нередко происходит самовозгорание углеводородных газов и над кратером появляется горящее пламя. Его высота может достигать нескольких сотен метров. Извержение вулкана обычно длится несколько дней, сопровождается землетрясением, мощным подземным гулом и иногда распадается на отдельные фазы, в течение которых преобладают то одни, то другие продукты грязевулканической деятельности.

Затем вулкан надолго затихает. На кратерной площадке его появляются многочисленные сальзы и грифоны, непрерывно поставляющие на поверхность жидкую грязь, газ, воду. а иногда и нефть. Здесь у каждого источника, пробивающегося на поверхность, отлагается масса плотных глинистых корок, которые наращиваясь, превращаются в миниатюрное подобие вулкана.

...в грязевых вулканах постоянно чередуются периоды извержении с периодами относительного покоя. Во времени извержения различных грязевых вулканов происходят крайне неравномерно. Так, например, вулкан Джау-Тепе (Керченский полуостров) с 1864 по 1942 г. извергался 7 раз, Туорогай (Азербайджан) с 1841 по 1950 г. - 6 раз, тогда как в течение XX столетия зафиксировано только 2 извержения вулкана Шуго (Тамань).

(с)

При слове вулкан у меня (я думаю, как и у многих) ассоциации вполне определенные, сформированные телевидением и книгами о Камчатке - нечто пышащее жаром и плюющееся лавой. От грязевых вулканов, разумеется, настоящей вулканической активности мы не ожидали, ибо фотографии места таки видели, но хотелось движухи:) А перед нами была серая площадка размером примерно с футбольное поле, где высились серые же холмики.
http://uploads.ru/i/a/W/E/aWE3q.jpg

Делать нечего - потопали к холмикам, увязая в подсохшей грязи. Кое-где у холмиков потеки, очень напоминающие потеки лавы у камчатских вулканов. Кстати, приближаться к вулканам очень близко (макросъемка там и все такое) не рекомендуется - никогда не знаешь, когда оно начнет плеваться. Проверять глубину вулкана или лезть руками в грязь - тоже не советуют. Здешние грязи не целебные, как в Краснодарском крае, и толку от намазывания себя местной грязью никакой.
http://uploads.ru/i/z/a/D/zaDXC.jpg

Стоим, молчим, как вдруг - плюх! Отпрыгиваю, прицеливаюсь камерой, вожу ею, как дулом автомата, в стороны, ищу негодника, чтобы запечатлеть. За спиной снова: плюх! Издеваются! Денис уже лезет на соседнюю горку и зовет: тут целое озерцо, на котором "плюхов" несколько. И бурчит оно завлекательно.
http://uploads.ru/i/y/C/m/yCmzO.jpg

А вот соседи, тоже привлекательные "вулканчата".
http://uploads.ru/i/u/x/d/uxdm3.jpg

Движуху мы получили по полной программе! Прыгаешь вокруг вулкана и пытаешься снять очередной "пузырь", а он, зараза, не торопится, пыжится, раздумывает, потом нехотя - псссс. Ах ты ж зараза! В итоге, умаявшись прыгать, я просто встала на якорь у одного из озерец и просто несколько минут снимала все, что там двигалось. И таки получилось!
http://uploads.ru/i/M/w/A/MwA4z.jpg

http://uploads.ru/i/t/Y/v/tYvBx.jpg

http://uploads.ru/i/n/N/s/nNszi.jpg

http://uploads.ru/i/G/Q/l/GQlTL.jpg

http://uploads.ru/i/J/Z/g/JZgBK.jpg

http://uploads.ru/i/U/s/x/UsxrE.jpg

http://uploads.ru/i/0/b/s/0bsaK.jpg

Протуберанец нам на прощание
http://uploads.ru/i/5/I/h/5Ihq7.jpg

Резюме: веселились как дети. Позитивное природное явление. Интересно, буду ли я так же смотреть на Камчатские вулканы?

0

22

Пир-Гара-Атлы

Съехали с проселочной дороги, выехали на шоссе и погнали обратно в сторону Баку. Уверенно так погнали. Тем, кто не особо вчитывался в процесс подготовки, напомню, что водителя с машиной мы наняли в местной турфирме через мою френдессу в жж (она позвонила и заказала водителя, предварительно оговорив программу с одним из менеджером конторы). Когда мы первый день гуляли по Баку, позвонили водителю на мобильный и договорились о времени и месте встреч для выездов, и с ним же ездили эти два дня вокруг Баку. Программа этого дня включала в себя Гобустан, дольмен Пир-Гара-Атлы, грязевые вулканы возле Алята (это, к слову, стандартная программа выездов для этой турфирмы).

Гобустан и вулканы мы посмотрели, и что-то подсказало мне, что водитель подзабыл про дольмен. Подпрыгнув на заднем сиденье, осведомляюсь, как насчет дольмена. Водитель удивляется и спрашивает, мол, какой еще дольмен. Причем не играет, а натурально так удивляется. Я достаю бумажку с программой, которую проговорили с фирмой по телефону и показываю ему.  Он начинает причитать, что Октай (менеджер турмирмы, который общался по телефону с моей знакомой) ему сказал только про Гобустан и вулканы, что дольмен нетуристическое место (мы это еще и в следующий день раз 5 выслушали, что он 20 лет туристов возит, и туда никогда не возил никого), но я трясла ему бумажкой этой и говорила, что Октай в курсе и что все равно все рядом. Водитель, вероятно, понял, что я не отвяжусь, и сразу у Гобустана свернул куда-то еще на проселочную дорогу и потрясся по ухабам. Ориентироваться довольно просто: кое-где на скалах нарисована большая стрелка с указателем.

Пейзажи там прекрасные, даже интереснее, чем вокруг из Гобустанского музея смотреть: куски скальной породы разбросаны, кругом ни души, только ветерок траву чуть колышет, и той немного. Когда будете проезжать деревню овцеводов, знайте, что до дольмена осталась пара-тройка километров пути. Остановиться в деревне стоит, чтобы посмотреть на полузаброшенные дома (овцеводы живут здесь зимой, когда спускаются с гор) и кладбище вдалеке.

http://uploads.ru/i/C/k/H/CkH5S.jpg

http://uploads.ru/i/1/a/9/1a9gf.jpg

Это, со слов водителя, загон для резки скота
http://uploads.ru/i/l/c/X/lcX4N.jpg

http://uploads.ru/i/s/T/e/sTeYg.jpg

По местному поверью, здесь похоронен один из мусульманских святых, странствоваший по свету, и именно здесь нашедший покой. В одной из книг, которые нам принесли с выставки, про мусульманское святилище и связанные с ним поверья и обычая не было ни слова (хотя коллектив авторов был местный), а больше делался упор на то, что дольмены - древние мегалитические сооружения, а, как известно, мегалитическая культура считается доисторической и существовала задолго до появления ислама как такового. Скорее всего, местные жители использовали древнюю гробницу для более позднего захоронения. Кроме легенды о страннике, я читала еще легенду о богатыре, который скрывался в местных горах от погони, потерял коня, и сам погби вместе с конем, - поэтому дольмен немного напоминает лошадь...

Вот уже и дольмен. Перед ним стоит старенький автобус, вокруг прыгают женщины в платках, длинных юбках и шерстяных носках, на которые у многих надеты тапочки. Мы какое-то время подождали, пока они напозируются перед входом в дольмен, затем поднимаемся по ступенькам, разуваемся, я надеваю платок и мы входим в темную пещеру. В ней стоит гробница, покрытая зеленым сукном, внутри командует парадом карлик. который жестами показывает, что вокруг гробницы нужно обойти кругом и бросить денежку в ящичек у изножья. Местные женщины, видела, это сукно целуют, а я просто обошла и бросила в ящичек 1 манат (советую заранее запастись мелочью, давать-жертвовать придется повсеместно). Мужа карлик погладил по спине и зачем-то постучал камушком.
http://uploads.ru/i/v/r/o/vroM5.jpg

http://uploads.ru/i/q/6/d/q6dOT.jpg

http://uploads.ru/i/l/e/j/lejt7.jpg

апр.-окт. 09.00-19.00, нояб.-март 10.00-17.00.

К северной стене прикреплены символические изображения детских люлек, а также лоскутики женской одежды. По древнему поверью, молитва-медитация и прикосновение ритуального камня избавляют от боли, а прикрепление к стене детских люлек и завязывание лоскутиков на вбитых в стену палочках помогает женщине забеременеть. После краткосрочного ритуала женщины должны положить деньги или драгоценность в специальную коробочку {азерб. nazir qutusu [нязир гутусу]) затем, пятясь спиной к входу, выйти из святилища. После этого на специальной площадке, при выходе из пира справа, они сооружают из нескольких камней небольшую пирамидку или маленький П-образный дольмен и бросают 2-3 камешка на боковую стенку дольмена. Заканчивается ритуал троекратным обходом или проползанием против часовой стрелки вокруг дольмена. Если желание исполнится, то люлечка упадет на землю. За исполненное желание паломник должен сделать жертвоприношение около дольмена. Обычно жарят барана, мясо которого раздают тут же всем присутствующим.
К святилищу можно прийти в любое время суток, замка на две- рях нет, но лучше все же в светлое время.

Во всех подобных священных местах служителей называют Пир Гулу, то есть раб святилища. Пир Гулу обязаны ухаживать за дольменом, всячески его благоустраивать, помогать посетителям. Сожитель Гара-Атлы - Гамлет, житель поселка Гобустан. Он может показать дольмен и с удовольствием сфотографируется.

(с)

http://uploads.ru/i/1/E/d/1EdzK.jpg

http://uploads.ru/i/F/t/6/Ft6In.jpg

***

Поездка Гобустан + вулканы + дольмен вместе с дорогой до/от Баку (около 80 км) занимает 5 часов. Возможно, получится побольше, когда откроют заново музей в Гобустане.

Когда мы вернулись в Баку, водитель подбросил нас до ближайшего рынка и забрал у нас бумажку с программой - обсудить к Октаем. А мы потопали покупать гранаты, фейхоа и хурму.

0

23

День 2: Апшеронский полуостров

На следующее утро мы снова встретились с водителем у площади Фонтанов в центре. Только сели в машину, водитель стал рассказывать нам, что он позвонил Октаю и ругался, почему ему не сказали про дольмен вчера. Заодно зачитал ему с моей бумажки программу дня нынешнего. Октай-де тоже удивился и сказал, что мой список (напомню - который я взяла с сайта турфирмы же) с потолка взят, что Октай про него впервые слышит, что туристов по всем этим пунктам никто не возит, и что стандартная программа: Масазыр, Янардаг, храм огнепоклонников  и Мардаканы. Еще Гала за отдельные деньги. Все. Чего-то подобного я ожидала уже с момента, когда водитель сообщил нам, что ему никто не озвучил про дольмен, поэтому приготовилась я с вечера: на нашем маленьком ноутбуке мы с вечера открыли ту страницу "Импротекса", скриншоты которой приведены в первом посте, и где все эти места были указаны как их стандартная программа. Я, прыгая на заднем сиденье авто, заверещала, что все было оговорено с Октаем и пусть он ерундой не страдает. Вероятно, рассуждала я, Октаю просто лениво было разбираться с водителем и он свалил всю вину на нас (кто бы сомневался).  Пока водитель в очередной раз вещал нам, что "вот дольмен же тоже нетуристическое место, я отродясь туда туристов не возил", мы уже подъезжали к первому пункту нашей программы - соляному озеру Масазыр.

Озеро Масазыр

Я не буду оригинальной, когда назову это озеро азербайджанским Мертвым морем. Оно не просто соленое - концентрация соди и йода там настолько высокая, что вода в нем имеет нежный розоватый цвет. Осенью вода стоит довольно высоко, и глыб соли в центре озера не видно, для этого, со слов водителя, нужна летняя засуха, но отдельные солевые прожилки в воде видны. Еще в прошлом году (судя по рассказу Наташа Анохиной) к озеру можно было подъехать на машине, сейчас вокруг него возведена высокая ограда. Водитель сообщил, что таким образом озеро пытаются сохранить от местных кустарей-соледобытчиков, которые оставляют после себя на берегах настоящие помойки. Пока объезжали озеро, обратили внимание, что весь берег застроен симпатичными коттенджами - возможно, ограду возвели и для того, чтобы ничто не беспокоило местных жителей.

http://uploads.ru/i/G/d/2/Gd2hf.jpg

http://uploads.ru/i/W/J/0/WJ0vX.jpg

http://uploads.ru/i/y/M/X/yMXCk.jpg

Горящая гора Янардаг

Горящая гора, или Огненная гора (так переводится ее название), на самом деле на самом деле пылает вечным огнем без какого-либо топлива. Виновник и объект поклонения многих поколений огнепоклонников - газоконденсат, который через трещины в земной коре выходит на поверхность и возгорается. Пламя жаркое, когда пытаешься подойти близко -  пышет жаром, и мы вынуждены были отсутпить, чтобы не опалить себе волосы.

http://uploads.ru/i/j/a/G/jaGFf.jpg

http://uploads.ru/i/A/P/N/APNHK.jpg

http://uploads.ru/i/l/y/N/lyNSn.jpg

http://uploads.ru/i/m/b/a/mbaGB.jpg

Именно по этой причине Азербайджан с незапамятных времён известен как Страна Огней (допускаю, что таких гор вокруг Баку была далеко не одна, иначе почему "огней"?) Еще один такой вечный огонь расположен в поселке Сураханы, где вокруг него построен целый храм огня (о нем я расскажу чуть позже). Огнепоклонников давно уже нет, а вот паломники сюда до сих пор приезжают - буддисты устраивают у подножия горы многочасовые медитации.

Но больше всего здесь, разумеется, туристов. Еще в прошлом году к горе мжно было подойти бесплатно, а сегодня от дороги поставлен шлагбаум, рядом стоит маленький кисок билетной кассы (2 маната с человека и столько же за съемку - стандартная такса для всей страны на вход в музеи), и прямо перед горой возведено, вероятно, летнее кафе.

Резюме: прикольно, но мало (провели там ну минут 10). Хотя как один из пунктов большой насыщенной программы - самое оно.

***

Когда мы вернулись к машине, водитель сообщил, что только что лично видел Октая (тот сопровождал группу на воон том белом микроавтобусе), и что Октай ему лично пдтвердил, что сказал по телефону - никто мол с ним нашу программу не обсуждал, и нас-де провезут по "стандартному" маршруту (напомню, Масазыр, Янардаг, храм огнепоклонников и Мардаканы). Я еще раз сообщила водителю, что программа с Октаем заранее была оговорена и что нечего сейчас идти на попятный, и давайте-как мол догоняйте автобус с Октаем и мы будем с ним говорить лично.

Следующим пунктом у нас были средневековый замок, мечеть и ханская дача в поселке Нардаран, и мы вроде бы честно поехали в ту сторону, но перед нами в какой-то момент оказалась большая пробка, где машины пытались пробраться сквозь огрмоную лужу. Водитель сообщил, что в связи с недавними дождями дорогу сильно залило, что машина туда не пройдет и что туда мы не поедем. Я заподозрила, что он просто валяет дурочку, но дорога и правда была размякшей, и мы свернули к нефтепромыслам, где покрутились некоторое время. Раньше мы видели только нефтедобычу в ХМАО, поэтому поглядеть. как оно у Каспия, было довольно интересно.

Исторический обзор "Баку и нефть"

http://uploads.ru/i/6/z/m/6zmt4.jpg

http://uploads.ru/i/n/r/U/nrUQM.jpg

http://uploads.ru/i/d/S/P/dSPcl.jpg

http://uploads.ru/i/V/5/N/V5Njm.jpg

0

24

2-ух минаретная действующая мечеть в поселке Амираджан

Расположена совсем рядом с храмом огнепоклонников, там буквально пара километров, поэтому если ваш водитель не в курсе, где это, то сориентировать его можно на храм, а дальше местные жители подскажут. Войти в мечеть можно с разрешения муллы (мы нашли его в домике, стоящем в глубине двора мечети), которого даже уговаривать не пришлось: он спросил - вас двое, да? и велел кому-то отвести нас внутрь. Со Стамбула нас убранством мечетей не удивишь, и эта не стала исключением - все довольно стандартно - узорчатый потолок, на полу коврики и подушки. На выходе, когда будете обуваться (платки есть на входе, но я всегда вожу свой), вам настойчиво намекнуть, что надо бы что-то пожертвовать мечети (мы стандартно везде кидали по 1 манату). Судя по табличке, мечеть датируется 1908 годом.

Селение Амираджаны расположено на на юго-востоке полуострова Апшерон. Первое название селения - Хиля. Название Амирджан исходит от искаженного названия титула Амирхаджиан, то есть амир (повелитель) всех хаджи. Этот титул давался во времена господства Арабского Халифата.

В древние времена через территорию Хиля проходили караванные дороги, многочисленные арбы бороздили эти дороги. Вероятно, это был наиболее древний путь на полуострове Апшерон. Проходящая по середине полуострова Апшерон эта дорога была единственной, ведущей от о. Пираллахы до Баку .В свое время поселок Сураханы также входил в территорию Хиля. Нефть и газ, добываемые тут, были известны на всем Востоке. Доподлинно известно, что во времена правления Сасанидов,а позже и Арабского халифата, Апшеронская нефть и соль (в т. ч. и добываемая в Амирджане) широко применялась далеко за пределами территории Азербайджана .

Высушенная и обработанная соль посылалась в страны Востока и в северные города России. Кроме того жители селения занимались садоводством, овощеводством; инжир и виноград, яблоки гранаты отвозились в город для продажи. Здесь также выращивали шафран, который славился своим качеством.

(с)

http://uploads.ru/i/4/Z/q/4Zq8O.jpg

http://uploads.ru/i/s/Q/d/sQdCz.jpg

http://uploads.ru/i/9/s/0/9s0xj.jpg

0

25

talusha написал(а):

сейчас вокруг него возведена высокая ограда.

и чё, даже и подъехать негде? вот обидно-то!

0

26

Julia написал(а):

и чё, даже и подъехать негде? вот обидно-то!

подъехать вроде можно (ну насколько я из машины увидела) с другой стороны, где еще старая деревня, не коттеджи. там ограды точно нет, но насколько удобный берег - не скажу, его с дороги не видно, но если вы на машине поедете, то не составит труда, я думаю, объехать озеро целиком, цена вопроса - ну минут 10, чтобы посмотреть, где еще нет ограды

я все фото сделала мыльницей, которую просовывала между прутьев))

0

27

Храм огнепоклонников «Атешгях» в поселке Сураханы

Мне хотелось посетить знаменитое святилище Атеш-Гах,
но оно находится в двадцати двух верстах от города,
и я бы не успел обернуться. Там горит вечный огонь,
уже сотни лет поддерживаемый парсийскими священниками,
выходцами из Индии, которые не едят животной пищи.
В других странах этих убежденных вегетарианцев считали бы
просто любителями овощей.
Жюль Верн "Клодиус Бомбарнак"

http://uploads.ru/i/r/J/7/rJ7bG.jpg

Стоит ли удивляться, что в местности, где из-под земли внезапно может вырасти неугасимый огненный язык, и где горят камни, непременно возникнет религия. основанная на поклонении огню? Правильно, не стоит, и где же ей еще возникнуть, как не на территории нынешнего Азербайджана? Одним из святилищ зороастрийцев- огнепоклонников и стал храм "Атешгях", что означает "Дом/место огня". Огнепоклонники приезжали сюда на паломничество уже около двух тысяч лет назад. Когда арабы завовевали эту территорию, храм был разрушен, а все не желающие принудительно принять ислам вынуждены были бежать в Индию. Только в XV веке, когда в Индию  из Персии снова пошли караваны с шелком, и между государствами наладилось некое подобие торговых отношений, в селении Сураханы снова появились огнепоклонники. Правда, ютиться им пришлось буквально по пещерам и кустам - нынешний храм был построен на деньги богатых индийских купцов только в 1713 году. В 1810 году центральный храм был перестроен на средства купца Канчанагара - об этом свидетельствует надписб на стене храма. Постепенно вокруг святилища выросли кельи для паломников, конюшни, склады, караван-сарай, а сейчас мы видим комплекс таким, каким он был в начале XIX века.

http://uploads.ru/i/j/X/K/jXKa2.jpg

http://uploads.ru/i/M/H/D/MHDRZ.jpg

Через несколько десятилетий, в середине XIX века, огонь здесь погас - видимо, сместившиеся земные пласты перекрыли выход на поверхность природного газа. Паломники посчитали это дурным знаком и проклятием богов, и перестали сюда приезжать. Отшельники, которые жили за счет пожертвований, продержались до 1880 года, когда последний индус уехал отсюда на историческую родину. Долгое время храм был заброшен, и открыт снова - как музей - после проведения реставрации в 1975 году (предположу, что теперь под алтарем вечный огонь поддерживается банальным трубопроводом).

http://uploads.ru/i/I/Z/6/IZ6NB.jpg

Храм снаружи напоминает замок: высокая каменная зубчатая стена, входные ворота, только подъемного моста не хватает. По периметру стен устроены кельи, в каждой из которых устроена небольшая экспозиция: то стенды информационные (довольно много информации на русском), то витрины с черепками-посудой, то композиции "из жизни отшельников".

http://uploads.ru/i/l/i/2/li271.jpg

http://uploads.ru/i/S/O/k/SOkwP.jpg

http://uploads.ru/i/K/Y/X/KYXnN.jpg

http://uploads.ru/i/i/t/m/itm2A.jpg

http://uploads.ru/i/C/Y/v/CYvzm.jpg

http://uploads.ru/i/P/x/H/PxH4T.jpg

В центре двора - ротонда-алтарь, где и горит вечный огонь.

http://uploads.ru/i/D/z/t/DztHj.jpg

Рядом с ним угадывается прумоугольная яма, где а священном огне сжигали тела огнепоклонников, но увидеть ее нельзя - она завалена камнями. Если совсем внимательно присматриваться, то видно, что над воротами имеется жилое помещение. Я предположила, что оно имеет сторожевое назначение, но оказалась неправа - комната оказалась гостевой.

Вход - 2 маната с человека, фотосъемка - 2 маната, можно купить 1 билет на 2 камеры.

***

К воротам храма мы прибыли одновременно с тем самым белым микроавтобусом, на котором приехала группа с Октаем. Водитель указал нам на хромого бодрого старикашку (76 лет - что вы хотите - сказал он нам в пути, когда мы все обсуждали, как так получилось с нашим списком), который быстро повел группу внутрь. Водитель подтолкнул нас вслед: "Экскурсию бесплатно послушаете заодно". Но услышав профессионально-заученный текст безликим "гидовским" голосом, слушать нам быстро наскучило и мы стали бродить по кельям храма сами. Вдруг в одной из келий в дверном проеме появился сам Октай в сопровождении группы безропотных туристов (судя по внешнему виду, командировочные, у которых выдался свободный день). Безо всякого приветствия или чего-то подобного Октай подскочил к нам и заверещал: "Так, молодые люди!  Ваша подруга мне звонила, я ей сразу сказал, что вы напридумывали по книжкам каких-то гор и ущелий сами! это не стандартная программа! я уже сказал, что все, что сверху стандартной программы - договаривайтесь с водителем!" И снова завел экскурсию:) Я была в таком шоке, что какое-то время просто не знала, что ответить. Потом стало ясно, что дискутировать с ним бесполезно - на все попытки приблизиться и объясниться Октай просто махал на нас руками и убегал подальше. Вернулись к машине и объяснили ситуацию водителю. При этом достали ноутбук и показали, что написано на сайте, мол, вы или людей обманываете, давая на сайте такую информацию, или выполняйте свои обязательства, как договорено. Водитель подумал и согласился (надеюсь, ему за это не попало).

По логике Октая (см. расценки в первом посте, которые он озвучил), 5 часов нам нужно было на посещение Масазыра (15 км от Баку, на месте минут 10), Янардага (тот же расклад по времени) и Сурахан (еще 25 км и полчаса времени). И за все это время мы должны были заплатить еще и гиду. Интересно, что бы он нам вещал за эти три пункта и 5 часов:)

Водитель, кстати, всю дорогу рассказывал нам про бельгийцев, которых он возил по стране, которые "составили маршрут сами - по книгам, представляете! ну надо же местных жителей спрашивать! а то в книге написано - замок, а приезжаем - а там одни руины! бельгийцы расстроились, хотели возвращаться в Баку, но я их убедил еще поездить, показывал нашу туристическую программу, в Гала свозил". Из слов водителя (не то чтобы я не помню, как его зовут, прекрасно помню, просто, в отличие от Октая, не хочется человека подставлять, а в случае с Октаем - страна должна знать своих героев:), а также из последующего общения с людьми мы поняли, что для местного населения, которое так или иначе связано с турбизнесом (гиды, водители, сотрудники музеев) туристы, особенно иностранные - нечто вроде неразумных детишек, которые сами не знают, чего хотят, и что везти их непременно нужно в Гала (это смесь этнографического музея  и музея под открытым небом). Намеком про Гала и как там хорошо заканчивалось каждое сольное выступление водителя:) Раз несколько мы выслушали про то, что вчерашний дольмен - нетуристическое место, и что нечего там делать туристам, потому что место святое, пока Денис не выдержал и не сообщил водителю, что "мы вообще-то в Эйюпе были, и ничего, нам там слова резкого никто не сказал". Водитель затих и минут через 15 спросил уважительно: "В Стамбуле были? а я вот никак не съезжу!" Потом снова завелся про то, как надо ездить с гидом, а то что это такое - он же не гид и рассказать нам ничего не может толком. Я уточнила: "Вы боитесь, что у нас нет информации про те места, куда мы едем?" Он утвердительно кивнул. Я его заверила, что вся информация у нас есть и что мы прекрасно понимаем, куда и зачем едем, но, по-моему, он нам не поверил, а ближе к вечеру снова завел разговор о Гала...

Водитель, пока мы гуляли по храму, уточнил у местных жителей, где расположен следующий пункт нашей программы, и через несколько минут мы уже тормозили у белой глыбы вдалеке. Это и было

Языческое захоронение на скале «Уста-Шагирд» у поселка Ени Сураханы

До него нам пришлось топать пешком, ибо машина там бы точно не прошла. Через несколько минут мы уже поднимались по лесенке. ведущей на скалу. Внутри помещения - просто прямоугольная каморка с белеными стенами, над входом - надпись арабской вязью. В чем конкретно языческость данного места и захоронение ли это вообще - осталось неизвестным.

http://uploads.ru/i/S/r/Z/SrZW9.jpg

http://uploads.ru/i/k/7/X/k7Xam.jpg

http://uploads.ru/i/I/b/z/Ibzcu.jpg

0

28

Наташа, вы с Денисом большие молодцы! А в образе вашего горе-водителя сразу узнала местного жителя (очень распространенный там тип!)
Местный турбизнес процветает, 20 лет назад ничего подобного не было: шлагбаумы, денежные сборы (как у Бендера "чтобы Провал еще больше провалился") :D
Сейчас вообще модно искать какие-то древности, преукрасить мифами и гордиться, мол мы тоже древние и мудрые, короче, выкладываете 2 маната. :crazy:

0

29

Volkova написал(а):

А в образе вашего горе-водителя сразу узнала местного жителя (очень распространенный там тип!)

вообще он был нормальный, вежливый, довольно корректный
мне кажется, он сам был не очень доволен, что так  с Октаем получилось...

Volkova написал(а):

Местный турбизнес процветает, 20 лет назад ничего подобного не было: шлагбаумы, денежные сборы (как у Бендера "чтобы Провал еще больше провалился")

этого еще в прошлом году не было - видимо, к Евровидению готовятся))

Volkova написал(а):

Сейчас вообще модно искать какие-то древности, преукрасить мифами и гордиться, мол мы тоже древние и мудрые, короче, выкладываете 2 маната.

самое смешное, что по 2 маната берут и смотрители замков себе в карман, т.е. такса одна))

0

30

talusha написал(а):

Здешние грязи не целебные, как в Краснодарском крае, и толку от намазывания себя местной грязью никакой.

На самом деле в Азербайджане в некоторых районах есть и термальные, и минеральные источники (по составу вода схожа с Боржоми, Нарзаном, Кидова и др.). А уж нафталановая нефть, из которой делают мази-грязи, доволно знаменита :rolleyes: Желающие похорошеть и оздоровиться обычно обмазываются ею с ног до головы и стоят черные, сверкая глазами.

talusha написал(а):

самое смешное, что по  маната берут и смотрители замков себе в карман, т.е. такса одна))

Я удивляюсь, как вы упорно гнули свою линию насчет программы и обошлись без дополнительных вливаний всем подряд. o.O
А город на фото будет?

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: экс-СССР » Оплот страны огней - Баку и Апшерон, октябрь 2011 года