можно будет считать, что мы там тоже побывали.
Ну уж нет, увильнуть не получится!
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выборг. Обретающий душу? (Много фото)
можно будет считать, что мы там тоже побывали.
Ну уж нет, увильнуть не получится!
(51) Выборгская ул., 21. Дом построен в 1932 году Уно Ульбергом для лютеранского прихода. На первом этаже размещались квартиры настоятеля и привратника, на втором – молельный зал, на верхних – две квартиры для духовных лиц. В советское время сначала превращено в общежитие, затем передано институту Ленгражданпроект.
Бастион «Панцерлакс» . Напомню: это один из двух каменных бастионов второй по исторической очередности крепости, защищавшей город – так называемой Рогатой. Построен в 1580 году. В 1860-х годах утратившую военное значение и мешавшую развитию города крепость разобрали, и только бастион Панцерлакс оставили как памятник истории фортификации. Честно говоря, у его подножия я удивлялась, почему чем совершеннее фортификационное сооружение, тем оно менее живописно.
(52) Ул. П. Ф. Ладанова, 1. На первый взгляд это сооружение показалось мне чем-то баракообразным, уродливым и функциональным до абсурда, как современный завод, вон даже что-то похожее на трубу торчит.
Но когда начала присматриваться, первым делом обратила внимание на крутую лестницу, энергично взлетающую к даже не арке, а щели в глухой, но непростой по форме белой стене. Потом в глаза бросился контраст белых почти стерильных стен и темных древних камней бастиона. Я поднималась по лестнице, и арка-щель наверху становилась ниже и как будто расширялась. Чуть-чуть отвлеклась, опять посмотрела вверх – и увидела совершенно неожиданную здесь, невероятную прозрачную колоннаду. И вдруг ощущение пойманного восторга перехватило дыхание.
Это чудо, расположившееся прямо на бастионе Панцерлакс, было построено в1930 году Уно Ульбергом, и архитектурный справочник называет этот стиль переходным от классицизма 1920-х годов к функционализму. Уютный дворик с аркой-щелью и колоннадой делят объем здания как бы на два крыла. В одном из них до Зимней войны размещался выборгский художественный музей, в другом – художественная школа. Большая часть коллекции музея была вывезена в Хяменлинну и Лахти, и с тех пор в городе не было художественного музея, а само крыло сгорело в 1941 году, второе же после войны было приспособлено под общежитие Выборгского судостроительного завода. В 1972 году здание было полностью отремонтировано и разместило Выборгский филиал архитектурного института Ленгражданпроект. Недавно оно было отремонтировано вновь.
(53) Ленинградский пр., 2. Герхард Сольберг. Мрачное здание (Дом акционерного общества Пеликан, 1907 год), под окнами которого обнаружились неожиданно тонкие орнаменты.
(54) Ленинградский пр., 9. Проект 1907, Аллан Шульман. Здание даже не мрачное, оно топорное, и издали это не смог изменить ни решетчатый балкончик, ни отделанный гранитом дверной проем. Но между окнами первого этажа притаились прикольные группки каких-то птиц, в некоторых источниках говорят, что пеликанов, символов родительской любви. Что-то не слишком похожи… Они настолько очаровательны, настолько неожиданны на грубоватом фасаде, что, используя этот контраст, вызывают удивительно сильное чувство. Сразу же впав в восхищенное состояние, именно с этого дома я втянулась в столь увлекательную игру со зданиями северного модерна «рассмотри детали».
(55) Ленинградский пр., 6. Это внушительное здание построено в 1886 году для женской гимназии, архитектор А. Н. Йосса. В межвоенный период (т.е. с 1918 до 1939 года) здесь размещалась единственная в городе русская школа, учеников в которой было немного. В войну дом получил повреждения, после был приспособлен под студенческое общежитие. Сейчас здесь вроде находится банк.
(56) Ленинградский пр., 11. Солидное здание женской шведской гимназии было построено в 1885 году Константином Киселевым, после сокращения шведской общины здесь разместилась финская женская гимназия. Сгорело во время войны. Сейчас здесь находится филиал Академии государственной службы.
Ленинградский пр., 13. Здание построено в 1883 году для Русского государственного банка. Сейчас здесь здание МВД.
(57) Ленинградский пр., 15. 1868, Йохан Йоханссон. Даже не знаю, верить ли в то, что написано в архитектурном справочнике: этот дворец до войны был начальной школой. Пострадал от пожара в 1941 году и после ремонта в советский период был превращен в жилой дом.
(58) Советская ул., 16. 1886 г., Франс Анатолиус Шёстрём. Хотя вот это немаленькое здание до войны тоже принадлежало начальной школе, во дворе которой был построен большой актовый зал, использовавшийся для концертов и других мероприятий. Сгорело в 1941 году. Во время послевоенного ремонта сохранили общий стиль здания и расширили сцену, после чего здесь разместился Дворец культуры, крупнейший в Выборге, в 1967 году получивший имя 50-летия Октября.
Парк-эспланада. Эспланада - это незастроенное место между крепостью и городскими постройками. Парк был разбит на месте засыпанных рвов и разобранных укреплений «Рогатой крепости». Широкая парковая полоса очень украшает город, особенно когда на деревьях есть хоть какие-то листики. Из парковых скульптур сохранились две: «Лесной мальчик», автор Юрьё Лиипола,1932 (на углу проспектов Ленина и Ленинградского, на той стороне, что ближе к центру), на привязи у юноши – медвежонок, что будто бы является символом покорения природы человеком.
и «Лось», автор Юсси Мянтюнен, 1928, копии в Хельсинки и Лахти (ближе к библиотеке).
Недалеко от «Лося» просматриваются разбитые ступеньки, ведущие в никуда – это все, что осталось от разобранного после войны 40-х годов кафедрального лютеранского собора, построенного в 1893 году. Сначала на его месте была поставлена статуя Сталина, потом ее заменили на скульптурную группу, символизирующую советскую молодежь, а после ее исчезновения по неизвестным причинам в 1993 году установили плиту в память о всех погибших в Выборге, текст для нее был написан совместно русскими и финнами и выбит на 4-х языках, на которых говорили в городе в лучшие его времена: финском, русском, шведском и немецком.
(59) Библиотека Алвара Аалто.
Алвар Аалто (1898 – 1976 гг.) – самый известный финский архитектор и дизайнер, основоположник функционализма в Скандинавии, создатель собственного архитектурного стиля.
http://www.vbrg.ru/articles/istorija_vy … var_aalto/
Библиотека – одна из трех главных достопримечательностей города.
В 1927 году для здания городской библиотеки был объявлен конкурс проектов, который выиграл Алвар Аалто. Первоначальная конкурсная заявка была в классицистическом стиле, но к моменту начала строительства, через несколько лет после конкурса, Аалто уже прославился созданием нескольких программных для стиля функционализма сооружений, в котором в результате и была построена выборгская библиотека. Основные черты стиля Аалто: неразрывная связь между функцией сооружения и ее пространственным решением и освещением, перетекание внешних и внутренних объемов. Архитектор также практически на всех стадиях строительства применил новаторские технологические приемы. Сооружение построено из бетона, кирпича и стали. Аалто разрабатывал и интерьер библиотеки, и мебель.
Здание состоит из двух разных по форме прямоугольных объемов. Более низкая и длинная двухэтажная часть вмещает холл, актовый зал и рабочие помещения. Большое количество стекла впускает внутрь естественный свет: стеклянные двери и стена лестничной клетки освещают холл, просторный, но похожий сейчас на вестибюль заштатной школы, одна из стен актового зала представляет из себя огромное окно, которое открывается в окружающий библиотеку парк. Тонкие профили окон, которые сейчас не особенно-то и привлекают внимание, стали выдающимся образцом строительной технологии того времени.
Изюминкой актового зала был волнообразный деревянный потолок – один из акустических экспериментов Аалто. Для того, чтобы актовый зал был удобен не только для лекций, но и для общих бесед, архитектор поставил перед собой цель создать в нем такие акустические условия, чтобы звук, в первую очередь голос, был слышен во всем зале независимо от того, где выступает человек. Подлинный потолок был утрачен, но в мае заканчивались работы по его реконструкции, поэтому актовый зал был закрыт. Нам любезно предложили приоткрыть дверь и заглянуть, что мы, понятно, не преминули сделать. Но фотографировать нахальства у меня уже не хватило. Кровля актового зала должна поддерживаться стальными колоннами. Вообще работники библиотеки были очень доброжелательны даже на фоне общей приветливости выборжан. Видно, что они гордятся шедевром Аалто и стремятся показать все по-максимуму тем, кто интересуется, подсказывают, куда еще можно пройти и охотно делятся проблемами и достижениями по восстановлению библиотеки. В более высокой и короткой части здания расположе
Эта часть, наоборот, как бы изолирована от внешнего мира, от любых внешних воздействий. Перекрытие читального зала имеет необычно большую толщину, которую прорезают 57 конических окон диаметром 1,8 метра. Размеры и форма этих окон рассчитаны так, чтобы в течение всего года в залы попадал только рассеянный солнечный свет, что хорошо и для сохранности книг, и для глаз читателей, которым не будут мешать ни тени, ни блики.
Белые стены работали как отражатели рассеянного света, улучшая освещенность в разных уголках. Революционной была и система отопления читального зала: частая сеть труб, скрытая за штукатуркой и конструкциями, нагревала потолок, и тот становился, как солнце, источником не только света, но и тепла. Аалто таким образом еще и стремился исключить вредное воздействие обогревательных приборов на книжные полки и перемещение пыли, неполезное ни книгам, ни людям.
Цвет отделки, как внешней, так и внутренней, определялся цветом в основном естественных материалов: белый известковой штукатурки и масляной краски, светлый - используемого дерева. Только металлические детали были окрашены в черный цвет.
Больше всего на меня произвели впечатления эти конусообразные окна в потолке. Но и перетекание объемов находящегося на втором уровне общего зала отдела выдачи в обе стороны в более просторные помещения: собственно читальный зал и картотеку, впечатляет.
Библиотека, работавшая в течение всех военных периодов, после войны закрылась на 10 лет, и здание стало разрушаться. Ремонт начали в середине 1950-х годов, но Москва не разрешила выборгским архитекторам запросить помощи финских. В результате строительные технологии 30-х годов были заменены на советские. Были утеряны практически все подлинные элементы здания, кроме его общей структуры и нескольких отремонтированных деталей. Мебель, вновь установленная в библиотеке, не соответствовала замыслу Аалто. Вентиляционная система, созданная архитектором, каналы которой проходили в стенах, была заложена, а взамен созданы новые каналы. Сейчас система вентиляции будто бы не работает вообще. Зимой в одних помещениях холодно, в других – жарко и влажно.
В советские времена библиотека носила имя Н. К. Крупской.
В 1980-х годах проблема сохранения здания библиотеки была поднята на официальном уровне Министерством окружающей среды Финляндии. Интерес к зданию появился и у советских архитекторов. В 1992 году в Финляндии были основаны аж две частные организации, целью которых стало спасение библиотеки: Финский реставрационный комитет выборгской библиотеки и Друзья выборгской библиотеки.
Тогда же архитектурное бюро, основанное Аалто, под руководством его вдовы, тоже архитектора, Элиссы Аалто, вело работу над рекомендациями по эксплуатации здания библиотеки. Проблема состоит и в том, что интерьер должен не только быть восстановлен с максимальной точностью, но и соответствовать современным требованиям к библиотчным помещениям. К инициативам по спасению библиотеки подключились в России и других странах, и даже российские власти признали ценность здания и присвоили ему статус памятника архитектуры федерального значения. С середины 90-х годов ведется постепенная реставрация. А библиотека получила имя своего автора, Алвара Аалто.
http://www.aalto.vbg.ru/Unit2/history7.shtm
(60) Советская ул., 14. Главпочтамт. Неинтересный, плоский в сумерки главный фасад, как ни пытались его оживить балясины, рустовка и лепной фриз, под действием солнечных лучей обрел рельеф и глубину. Зато здание играло роль отделения милиции в фильме "Инквизитор", там оно еще серое.
Но самое для меня интересное я нашла в конце бокового фасада со стороны улицы Крепостной (дом 30): три гранитные вставки с рисунком, обозначенным полированной поверхностью, темной на фоне выщербленной. Они смотрелись очень трогательно, даже не сам рисунок, хотя и он очень мил, но та бережность, с которой он нанесен: просто разница фактур, и все.
Вроде пишут, что здание неоклассического стиля, но эти детали – явно влияние северного модерна. Главпочтамт был построен в 1914 году Жаком Аренбергом. Холл украшают гранитные колонны, поднятые на высокие постаменты, капители и основания этих колонн изготовлены на литейном заводе «Хёгфорс» в Южной Финляндии. Поскольку путеводитель отмечает, что в интерьере частично сохранилась подлинная мебель, судя по всему, вот эта круглая скамейка – в том числе.
(61) Советская ул., 12. Совершенно ничем не примечательный дом, украшенный белыми рельефами по светлому фасаду, удивил меня подворотней с «окнами», я такой еще не видела. Это административное здание построено в 1895 году Жаком Аренбергом для губернского правления. В советское время размещал городской партийный комитет и исполком, о чем напоминают серп и молот среди рельефов фасада. Сейчас здесь находится администрация Выборгского района.
(62) Крепостная ул., 35. В этом домике-прянике заседают депутаты городского совета, так что у них, как видите, все хорошо, ремонт свеженький, краски яркие, тент над широким балконом-террасой установлен. А какой богатый, если не сказать пересыщенный деталями, декор украшает столбы при входе!
Здание сохранило свой облик с момента постройки в 1891 году Жаком Аренбергом для размещения резиденции губернатора, только гербы с фасада были убраны в советское время. В начале 1920-х годов губернатором Выборга был Лаури Кристиан Реландер, в 1925 году избранный президентом Финляндии. В советское время здесь работал вечерний университет марксизма-ленинизма и партийная библиотека.
(63) Советская ул., 7. Тот же архитектор - Жак Аренберг, и время постройки не слишком отличается - 1896 год, но насколько разные здания! Это было построено для финского реального лицея. После войны также размещает учебное заведение.
(64) Выборгская ул., 40. Хрущевка, начало 1960-х годов, тем и примечателен.
(65) Выборгская ул., 23а. 1994, Владимир Комаров. Дом построен уже после перестройки, пример новой российской нетиповой архитектуры. Не знаю почему, но это здание неуловимо мне напомнило художественный музей и школу Уно Ульберга (52а), возможно, этими тонкими квадратными колоннами. Мне кажется, есть и что-то модерновое в большом окне фонарика, что-то, напоминающее рудимент старого железнодорожного вокзала в новом.
.
(66а) Морская набережная, 3. 1930-е годы, Эркки Хуттунен. Здание хлебокомбината было на момент постройки примером самой прогрессивной промышленной архитектуры и строительной технологии. Летом 1941 года было взорвано при помощи радиоуправляемых мин и восстановлено в трехлетний период финского возвращения. Сейчас продолжает выполнять свою первоначальную функцию.
(66b) 1937, Георг Эгерус и Аарне Сарвела, здание фирмы «ОТК».
(66c) 1937, Бруно Лааксо, фирма «Ханккийя».
(66d) 1939, Ялмари Ланкинен, фирма «Старкйохан».
Нам, говорят, ужасно понравился Выборг! Спрашиваю: "Вы откуда?". "Из Питера". "А чем вам понравился город?". "Он нам напомнил Стокгольм".
Они настолько очаровательны, настолько неожиданны на грубоватом фасаде, что, используя этот контраст, вызывают удивительно сильное чувство. Сразу же впав в восхищенное состояние, именно с этого дома я втянулась в столь увлекательную игру со зданиями северного модерна «рассмотри детали».
детали и вправду интересные
Страшно стало, что совсем вас замучила бы?
ничуть)) это ж надо столько перелопатить! ты прямо настоящий краевед!
Мрачное здание, под окнами которого обнаружились неожиданно тонкие орнаменты
там не только орнаменты, но и герб чей-то вроде
но и герб чей-то вроде
Ага, герб есть, но чей - не нашла .
увидела совершенно неожиданную здесь, невероятную прозрачную колоннаду
И действительно, задняя часть и фасад совершенно несочетаются друг с другом. Какая-то дисгармония, которая придает этому строению необычный вид.
Не знаю, облагородят ли окружающую территорию, выправят ли покосившиеся, заросшие травой ступеньки, противолежащие основной лестнице, но сейчас здание производит странное впечатление затерянной в городских дебрях жемчужины.
да, уж, газончик разбить не так уж дорого стоит, могли бы архитекторы на субботник выйти, а то сапожник без сапог...
ступеньки, ведущие в никуда – это все, что осталось от разобранного после войны 40-х годов кафедрального лютеранского собора, построенного в 1893 году.
как же это грустно!
(67) Морская набережная, 24. 1904 г., Алан Шульман, Дом акционерного общества Агрикола. Интересна форма треугольного щипца справа, чуть закругленного и наклоненного вперед, и окон слева у угла здания. Фасад украшен сочетанием разных фактур штукатурки: грубо-ячеистая снизу, на верхних этажах она волнистая, и переломы волн образуют более темные полосы на поверхности стен.
(68) Морская набережная, 5. Построено в 1937 году Рагнаром Юпюя для колледжа торговли и навигации, сейчас принадлежит погранотряду. В советский период с фасада был убран рельеф с изображением Меркурия. Может, конечно, этот рельеф и кардинально украшал дом, но так он смотрится не лучше хрущевки. Здание и прилегающие территории закрыты для посещения.
(69) Суворовский пр., 1. 1909, Пааво Уотила, Доходный дом АО Понтус. Здесь декор поскромнее, в основном используется штукатурка разного цвета и фактуры. Что-то есть птичье в этих рельефах, правда?
(70) Суворовский пр., 3. 1910, Аксель Гюльден, Дом акционерного общества Унтамо. Очень нарядно декорированное здание.
(71) Выборгская ул., 25. 1903, Леандер Иконен. Ступенчатый фронтон и крохотные башенки навевают настроение старины. Очень украшают фасад круглые окна с разбитым на части остеклением. Стены разнообразит комбинированная кирпичная кладка и темные тоненькие полоски и обводы вокруг круглых окон. И до войны, и после здесь размещалась средняя школа. Вообще количество значительных зданий, построенных для далеко не высших учебных заведений в Выборге, удивляет.
(72) Улица Пушкина, 10. 1892 г. Жак Аренберг. Вот еще один пример: бывшее здание финского классического лицея, в котором и после войны располагалось учебное заведение.
(73) Статуя Калинина 1957 года, скульптор Б. В. Едунов. Стоит на месте, где Калинин награждал советских солдат, отличившихся в Зимней войне. Для Калиниграда, названного в честь всесоюзного старосты, Едунов тоже создал статую Калинина.
Сейчас на площади обелиск города воинской славы.
(74) Крепостная ул.. 37.1891 г. Массивное и совершенно неинтересное (ИМХО) здание в стиле неоренессанса (!?) построено для известного в Выборге строительного мастера и подрядчика Андерса Виклунда из кирпичей его же собственного завода, а архитектором выступал его собственный зять Леандер Иконен.
(75) Крепостная ул., 32. И так мрачный дом, который кажется незамысловатым и тяжеловесным, был еще и перестроен в начале 1940-х годов, что утешает, при финнах, и аттик стал полноценным шестым этажом, что наверняка исказило линию крыши. Но начинаешь игру «рассмотри детали» - и кроме довольно простого орнамента под окнами третьего и четвертого этажей и декора над окнами четвертого и пятого этажей обнаруживается пещерообразный, но окруженный колоннами вход в подворотню с закругленными гранитными краями и прелестный полукруглый балкончик, доверчиво спустивший к нижнему окну гранитные волюты. Но особенно удивил двухэтажный фонарик со стороны Крепостной улицы: с одной стороны, его тяжеловесные формы вроде соответствуют общей массивной кубоватости здания, с другой, он гораздо богаче декорирован, чем плоскости стен, вплоть до вязи мелкого рельефа по углам.
Этот доходный дом, названный ни много ни мало «Эдем», был построен в 1913 году Акселем Гюльденом. После войны его называли «генеральским домом», потому что в нем жили высокопоставленные военные.
(76) Крепостная ул., 39. 1937, Уле Грипенберг. По поводу этого, видимо, функционалистического, безобразия я не могу сказать ни одного доброго слова.
Ну надо же, казалось бы - обычная библиотека, и здание-то не особенно привлекающее внимание, а сколько про него разнообразных фактов можно найти!
Алин, тебе точно за эту пуликацию надо с отцов славного города Выборга чего-нить потребовать!
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выборг. Обретающий душу? (Много фото)