Детектив благодарит независимого эксперта Мустафу в помощи, оказанной во время расследования этого дела.
CosMary, всегда к Вашим услугам.
Вместе по всему миру |
Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » Детектив в Провансе или Сублимация любви.
Детектив благодарит независимого эксперта Мустафу в помощи, оказанной во время расследования этого дела.
CosMary, всегда к Вашим услугам.
Часть четвёртая. Призрак на «тёмной аллее».
Сублимация, по Фрейду, - способность человека превращать любовную энергию в другие виды - творческую, политическую, социальную. Сублимация проявляется как переход от любви человеческой к любви к Высшему существу.
Ну, что, вы готовы продолжить наш путь и вступить под сень «тёмных аллей»?
Напомню, что я искала следы Бунина и «тёмных аллей» в Грассе, но уехала оттуда, так ничего не найдя. Тем не менее, именно Бунин указал правильное направление поиска. Хорошая новость! След взят - мы едем в Fontaine de Vaucluse. Именно здесь долгие годы жил и творил Великий Влюблённый Франческо Петрарка. Уж он-то, вероятно, знал о «тёмных аллеях» не понаслышке.
«В лето господне 1327-е синьор Франческо прибыл в город Авиньон в Провансе, в числе многих прочих, последовавших в изгнание за святейшим престолом. Через год же после того случилось, что он встретил на пути своей юной жизни донну Лауру и полюбил Ее великой любовью, приобщившей Ее к лику Беатриче и славнейших женщин мира».
(И. Бунин «Прекраснейшая солнца»)
Вы разочарованы? Говорите, обещала, мол, детектив, а сама собирается забивать наши головы всяким романтическим бредом о Вечной Любви? Но, я вас не обманываю, мы с вами в самом деле ведём следствие и пока даже не предполагаем, какой результат, ждёт нас в конце пути. Ведь никогда не знаешь, куда тебя заведут «тёмные аллеи».
Поэтому вооружитесь…нет, не револьвером, а терпением. И продолжайте читать, если верите мне.
Для начала я предлагаю выяснить, не гоняемся ли мы за призраками.
Вечная Возлюбленная - была или нет? Циники полагают, что за героиней стихов определенного лица не стоит, более
того, некоторые из них считают, что Лаура, являясь чистым символом женственности, не могла быть земным существом.
Сам Петрарка энергично утверждал противоположное.
Надеюсь, дорогие читатели, среди вас больше романтиков, чем циников. Потому что я, являясь романтиком, лоббирую версию самого Петрарки.
Тем же, у кого ещё есть сомнения в реальности Лауры, я хочу сказать, что уже в ХVI веке энтузиасты докопались в архивах до подлинных следов Вечной Возлюбленной – она безмятежно здравствовала под девичьей фамилией де Нов, а в замужестве стала мадам де Сад, в браке родила одиннадцать детей, которые в свою очередь подарили Франции кучу потомков, и среди них известный маркиз де Сад.
С другой стороны, та или иная фамилия – какая нам разница? Также неважно, имела ли героиня этого романа неотразимую внешность. Прекраснейшей из всех женщин делали её устремлённые на неё глаза Поэта.
В музее Петрарки в Fontaine de Vaucluse множество изображений Лауры, сделанных разными художниками. В своё время портрет Лауры нарисовал художник Симоне Мартини из Сиены. Петрарка хранил портрет и показывал его всем сомневающимся в реальности своей дамы.
Музей
Парк рядом с музеем
«Он увидел ее в ту минуту, когда она показалась в церковном портале.
Та весна была в его жизни двадцать третьей, в Ее - двадцатой. И если обладал он всей красотой, присущей юным летам, пылкому сердцу и благородству крови, то Ее юная прелесть могла почитаться небесной. Блаженны видевшие Ее при жизни! Она шла, опустив свои черные, как эбен, ресницы; когда же подняла их, солнечный взор Ее поразил его навеки».
(И. Бунин «Прекраснейшая солнца»)
Итак: остановимся на том, что женщина существовала.
Другое дело имя этой женщины.
Скорее всего, имя прекрасной дамы претерпело некоторые метаморфозы, изменившись с распространённого в Провансе и банального по своему звучанию имени Лора на прекрасное и загадочное Лаура.
В стихах Петрарки оно часто появляется в виде Л’ аура – что означает дыхание, дуновение.
Можно проследить аналогию этого имени с названием венка из листвы, призванного увенчивать голову поэта (Lauro – лавр).
Эти символы поэзии Петрарки Лаура и лавр подтверждают то, что кроме великой любви к Лауре, Петрарка был болен ещё одной страстью – любовью к славе.
У циников возникает закономерный вопрос: любовная лирика Петрарки - результат его любви к мадонне Лауре или банальное желание прославиться?
Кем был Петрарка до его встречи с Лаурой? Родители его умерли, когда Франческо было 20 лет, не оставив сыну никакого наследства. Юноша остался практически без средств к существованию.
Многие считают, что наш герой - мечтательный и застенчивый молодой человек, бредивший образами несуществующих барышень. Но, как выяснилось, Петрарка был далёк от идеала, созданного благодарными потомками. Оказавшись на пороге нищеты, он не стал лезть в петлю и заламывать в отчаянии руки. Кто он? Можно сказать, что он хорош собой, воспитан, образован, умён и красноречив, обладает недюжинным творческим талантом, умеет заводить друзей (иногда полезных), прекрасно знает латынь и… Франческо понял, что и этого вполне достаточно, чтобы стать богатым и счастливым.
Он планомерно и настойчиво стал внедряться в дома влиятельных авиньонцев, что вскоре позволило Петрарке оказаться на короткой ноге с представителями высших кругов города и окрестностей.
А тут и Лаура подвернулась! Никто ведь не станет оспаривать тот факт, что именно она прославила Поэта в веках. То есть, циники считают, что любовь к Лауре для Петрарки – это лишь орудие для достижения славы и достатка.
Что могут ответить романтики? По-моему, ответ простой. Писать о любви может только тот человек, в сердце которого поселилось это чувство.
А вы что думаете? Кого вы поддерживаете? Циников или романтиков?
Новый вопрос: как Лаура относилась к Поэту? Знала ли Лаура о том, что она значит в его жизни?
Читала ли Лаура хотя бы один сонет из тех, которые впоследствии будут наизусть заучивать тысячи влюбленных, черпая в них восторг и вдохновение?
Я думаю, она не могла не знать! Не могла не читать! Законы любви, диктуемые природой, не терпят молчания. И если уж в свидетели и соучастники приглашается весь мир, то как же половодье чувств может обойти тот самый объект, который их породил и на который они направлены?
Сам Петрарка метается в сомнениях. Его сонеты полны упрёков, обращённых к даме его сердца. Но, Поэт находит оправдание Лауре: она любит его, но её добропорядочность не позволяет ей открыто принять его любовь.
«Тот день, когда они впервые увидели друг друга, был роковым и для нее: было и Ее сердце страстно и нежно; но сколь непреклонно в долге и чести, в вере в бога и его законы!
- Владычица моя, Она прошла мимо меня, одиноко сидевшего в сладких мыслях о моей любви к Ней. Дабы приветствовать Ее, я встал, смиренно склоняя перед Нею свое; побледневшее чело. Я трепетал; Она же продолжала свой путь, сказавши мне несколько ласковых слов».
(И. Бунин «Прекраснейшая солнца»)
Много раз пытался Петрарка излечиться от любовного недуга.
Один из способов был найден им в стихах Вергилия: «Долов любезный беги, беги вожделенного брега».
И Петрарка отправлялся в путешествие. Но, этот способ оказался недейственным против его болезни. «Я бегу, но всюду ношу с собою свое несчастие», - говорит Петрарка.
Другой способ предлагает Цицерон: «Некоторые полагают, что старую любовь следует выбивать новою, как гвоздь гвоздем". Это мнение разделяет и знаток в деле любви, Овидий, провозглашая, как общее правило: «Найден наследник любви - прежняя страсть умерла».
Петрарка пробовал и этот метод, он знал любовь земных женщин и имел двоих детей. Но, идеальная любовь к призрачной, еле осязаемой, как дуновение тёплого ветра, Лауре победила любовь реальных женщин.
«Двадцать один год он славил земной образ Лауры; еще четверть века - ее образ загробный. Он сосчитал, что за всю жизнь видел ее, в общем, меньше года; но и то все на людях и всегда "облеченную в высшую строгость".
(И. Бунин «Прекраснейшая солнца»)
Был ли Франческо Петрарка счастливым человеком?
Коль не любовь сей жар, какой недуг
Меня знобит? Коль он - любовь, то что же
Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!..
Так злой огонь?.. А сладость этих мук!..
……………………………………………
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: «Пощада!»
Кляну себя — и все же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!
Циники скажут (и романтикам нечего возразить), что автор стихов не производит впечатления счастливого человека. Мученик «да». Но, могут ли счастье составлять одни только муки?
Так что назвать Петрарку счастливым у меня язык не поворачивается. Но, вот, что ему безусловно удалось – это процесс сублимации, в результате которого мир обогатился «Канцоньере».
Следствие зашло в тупик. Я уже и сама не понимаю, в каком я стане: циников или романтиков.
Последний вопрос: Кому-то из вас хочется прожить всю жизнь во имя Вечной Любви?
При этом придётся душить в себе какие-то свои особенности, навсегда сдерживать свои устремления? Слабое утешение, что в результате мир приобретёт в вашем лице ещё одного Петрарку.
Моё мнение (мнение скорее циника, чем романтика): Петрарке вместе с его внеземной, идеальной и совершенной любовью место в музее, а не среди обычных людей, которые желают любви земной.
Собираясь посетить Fontaine de Vaucluse, я взяла с собой в путешествие петраркину «Канцоньере». Честно пытаясь понять и проникнуться сонетами, я обнаружила, что мне чего-то не хватает. Жизни в них нет – осенило меня!
Эта мысль расстроила – кажется, я так и не сумею найти «тёмные аллеи». Но, никогда не говори никогда. Читайте дальше!
У меня было желание разбавить сухой текст каким-нибудь музыкальным клипом в тему. Но, задав в поисковой строке имя Петрарки, в результате я получила несколько роликов Евгения Петросяна
И я решила немного пофантазировать, а заодно украсить своё повествование красивой музыкой.
Вот результат моих фантазий: дуэт Лауры и Призрака Петрарки
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=OToBgdWRtjI[/youtube]
Продолжение следует...
Отредактировано CosMary (2009-07-17 11:13:11)
А вы что думаете? Кого вы поддерживаете? Циников или романтиков?
Честно пытаясь понять и проникнуться сонетами, я обнаружила, что мне чего-то не хватает. Жизни в них нет – осенило меня!
На мой взгляд это закономерно, искусство не равно жизни, оно даже не ее отражение, а преломление в призме таланта мастера. Жить в искусстве невозможно, подозреваю, если бы Лаура осчастливила Поэта взаимностью, реальная жизнь влюбленных была бы не хуже и не лучше, чем у менее одухотворенных пар.
Моё мнение (мнение скорее циника, чем романтика): Петрарке вместе с его внеземной, идеальной и совершенной любовью место в музее, а не среди обычных людей, которые желают любви земной.
получается я тоже циник...
Сколько вопросов на которые нет ответа...
подозреваю, если бы Лаура осчастливила Поэта взаимностью
Значит Вы считаете, что Лаура не ответила взаимностью на петраркину любовь? Что дело не в её добропорядочности, а в её холодности?
А что он сделал для того, чтобы обрести взаимность? Мне кажется, если бы он хотел, то легко мог её добиться. Может быть Лаура нужна была Петрарке только в качестве лирической героини?
Заметьте, я пока окончательно не записалась ни на сторону циников, ни на сторону романтиков. Я веду своё расследование и рассчитываю с вашей помощью приблизиться к истине.
Сколько вопросов на которые нет ответа
Чтобы облегчить задачу по поиску ответов на вопросы, предлагаю представить, что Петрарка - это вовсе не Петрарка, а некий господин Петросян Что он - наш современник, и живёт в Москве или в Питере
Значит Вы считаете, что Лаура не ответила взаимностью на петраркину любовь?
Он сосчитал, что за всю жизнь видел ее, в общем, меньше года; но и то все на людях и всегда "облеченную в высшую строгость
Ну даже если он сказал это только оберегая репутацию своей Дамы, и любовь их "осуществилась", то все одно - тайная связь это пол-романа. Не пройдя испытания бытом, детьми, совместным поеданием лапши или пуда соли (кому что нравится) влюбленные остаются вечными Ромео и Джульеттой, застрявшими в начале любовной дороги.
Может быть Лаура нужна была Петрарке только в качестве лирической героини?
ну зачем обязательно приписывать ему меркантильные соображения? Может он боялся разрушить хрупкий образ идеальной возлюбленной, как мы иногда боимся разрушить уже родившуюся дружбу попыткой добиться любви.
получается я тоже циник
Ольша, а мне кажется, что Вы ближе к романтикам
Впрочем, я тоже
Но, задав в поисковой строке имя Петрарки, в результате я получила несколько роликов Евгения Петросяна
Может быть, стоило поискать у Ференца Листа ?
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=TsPM2bACOtA&feature=related[/youtube]
Сонеты Петрарки – это трактат о любви в стихах, в котором поэт подобно ученому изучает признаки и приметы любви, ее происхождение, ее эволюцию от зарождения до гибели, а также исследует причины, способные превратить любовь в наваждение. Среди всех композиторов-романтиков Лист наиболее близок Петрарке своей склонностью к умозрению и философствованию: он не подчинен стихии чувства, а как бы моделирует, исследует его природу.
http://music.edu.ru/catalog.asp?ca_ob_n … b_no=13051
Отредактировано levinel (2009-07-17 23:51:42)
Может быть, стоило поискать у Ференца Листа ?
Спасибо, Левинел. Действительно, Лист помогает понять Петрарку. Мне удалось приблизиться к пониманию только после прочтения "Моя тайна или книга бесед о презрении к миру". Особенно часть третья многое непонятное разъясняет.
Это ведь сонет 104? Привожу его здесь полностью (часть есть в моём повествовании).
Сонет CXXXIV
Мне мира нет, - и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лед.
Заоблачный стремлю в мечтах полет -
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях, - сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен кует:
Ни узник я, ни вольный. Жду - убьет;
Но медлит он, - и вновь надежде внемлю.
Я зряч - без глаз; без языка - кричу.
Зову конец - и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя - и все же дни влачу.
Мой плач - мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих - хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!
А исполнении Владимира Горовиц мне больше понравилось.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=JdNNPcctrJY[/youtube]
Владимира Горовиц мне больше понравилось.
Право выбора исполнителя за Вами,я только подсказала направление
Прованс: Мустье-Сан-Мари (Moustiers-Sainte-Marie) | Рассказы: Франция | 2010-04-27 |
Прости, Лазурный берег, или осторожно, чертовщина! | Рассказы: Италия | 2009-07-08 |
НАВИГАТОР по рассказам о Франции | Рассказы: Франция | 2024-01-08 |
ТОР-2009 | Рейтинги и опросы | 2009-12-25 |
Пляжный отдых на побережье Лигурии | Италия | 2018-11-20 |
Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Франция » Детектив в Провансе или Сублимация любви.