..........
Главной "визитной карточкой" и самым узнаваемым строением нынешней Хивы является незаконченный минарет Кальта-Минар (или Кальта-Минор в узбекской транскрипции), что означает Короткий минарет. Его возведение началось в 1852 году по приказу хорезмского хана Мухаммада Амин-хана, который хотел построить самый высокий минарет в исламском мире: его высота должна была составить 80 метров (по некоторым источникам - более 100), превзойдя, таким образом, не только минарет Калян в Бухаре, с которой Хива издавна соперничала, а временами и открыто враждовала, но даже знаменитый 73-метровый Кутуб-Минар в Дели; согласно легенде, хан, ко всему прочему, хотел, чтобы с его вершины можно было видеть Бухару. Однако через 3 года Мухаммад Амин-хан погиб в сражении с туркменами, и минарет, достигший к тому времени "отметки" в 29 метров, достраивать не стали и оставили "как есть".
Любопытно, что примерно такая же участь постигла минарет Ала-и-Минар, который начали строить рядом с Кутуб-Минаром в 14 веке; тогдашний султан Дели тоже хотел "побить рекорд", но тоже умер спустя некоторое время, а минарет остался незавершённым, причём почти на той же высоте - 24.5 метров. Конечно, сегодня есть минареты и повыше, "в общем зачёте" Кутуб-Минар уже и в "десятку" не входит, но, знаете ли, с технологиями конца 20-го, и уж, тем паче, 21 столетий, "высотками" мало кого можно удивить... Так что Кутуб-Минар до сих пор остаётся и теперь уже навсегда останется самым высоким древним минаретом в мире:)
Что же касается Кальта-Минара, то он, помимо прочего, прославился благодаря своему декору: он полностью, "с ног до головы", покрыт цветными (синими, тёмно-зелёными, бирюзовыми и белыми) изразцами, образующими на разных его "ярусах" пояса с орнаментальным геометрическим рисунком. Со временем, конечно, "краски" потускнели, но после того как в конце 20 века гигантский (если не по высоте, так по толщине - диаметр его основания составляет почти 14.5 метров) минарет отреставрировали, он вновь заблистал в самом прямом смысле этого слова (хотя где-то что-то уже потихоньку отходит и обсыпается).






Уже, видимо, совсем в наше время у подножия Кальта-Минара (по идее, он должен склоняться) была установлена жанровая скульптура, изображающая двух почтенных аксакалов в процессе чаепития:
