* * * * * * * * * *
Главная достопримечательность Дишан-Калы - Дворец Нуруллабая, третья после "старой крепости" Куня Арк и Дворца Таш-Хаули резиденция хорезмских правителей. На рубеже 19 и 20 столетий Мухаммед Рахим-Хан II распорядился возвести для своего сына Асфандияра летний дворец, но вскоре он скончался, и дворец достраивал (а частично и перестраивал) уже сам Асфандияр-хан, который после смерти отца стал новым - и предпоследним, как потом выяснилось - правителем Хорезма, и в конце 1910-х годов дворец, превратившийся в огромный комплекс площадью в два с половиной гектара (185 на 143 метра), принял свой окончательный облик, который сохранился до наших дней.
По причине нехватки места в Ичан-Кале дворец был заложен за пределами Внутреннего города на месте сада, принадлежавшего богатому хивинскому купцу Нуруллабаю, который согласился продать свою землю, но только при условии, что все будущие постройки будут названы его именем. Наверное, это была величайшая дерзость, но по какой-то причине хан не только не разгневался, но и согласился, и даже потом сдержал своё слово, в результате чего про Асфандияр-хана теперь знают только историки, а про "некоего" Нуруллабая - все туристы, приезжающие в Хиву:) И, что любопытно, получилось так, что ни одна из трёх ханских резиденций Хивы не носит имени какого-либо правителя Хорезма.
Когда в 1910 году Мухаммед Рахим-Хан II умер, его сын и преемник поехал в Петербург, дабы, как говорят в армии, лично представиться российскому императору как своему "сюзерену" (напомню, что ещё в 1973 году Хива признала протекторат России). Принят он был, разумеется, со всеми почестями, и, насмотревшись роскошных петербургских дворцов, решил "перенять опыт" и сделать у себя "не хуже", для чего пригласил в Хиву русских архитекторов и мастеров и даже выписал из России для своего нового дворца 7 фарфоровых печей-каминов, паркетные доски, люстры с электрическими лампочками, а для них ... маленький электрогенератор мощностью в 16 лошадиных сил, поскольку "своего" электричества в Хиве ещё не было (некоторые источники даже пишут, что его хану подарил сам Николай II). В результате дворцовый комплекс совместил в себе элементы европейской и традиционной среднеазиатской архитектуры и декоративного убранства интерьеров.
Кстати сказать, дворец стал своего рода "камнем раздора" между ханом и его главным визирем Ислам-ходжой, которого я раньше уже не раз упоминал, а потому снова представлять не буду: в условиях не слишком богатой государственной казны последний считал более приоритетным строительство почты, телеграфа и больницы, но, видимо, "стороны" как-то нашли "общий язык": уже в 1910-1912 годах, когда возведение дворца всё же началось, в Хиве появились и почта, и больница (я их показывал несколькими абзацами выше).
Честно говоря, я не считаю посещение Дворца Нуруллабая "обязательным" (при всей условности этого слова в применении к туризму вообще) для посещения, и если на него банально не хватает времени, "разрываться" не стоит, тем более что билет стоит не так уж и дёшево (хотя и не запредельно дорого по российским меркам). С другой стороны, если вы являетесь приверженцами европейской "дворцовой пышности" 19 века, то имеет смысл - опять же, я говорю исключительно о ситуации "цейтнота", когда волей-неволей приходится чем-то жертвовать - пропустить один из "ранних" дворцов (Куня Арк или Таш-Хаули), которые во многом похожи друг на друга, и включить в программу Дворец Нуруллабая, чтобы разнообразить впечатления и увидеть что-то "не слишком восточное". У меня же времени было "выше крыши", так что вопрос "идти-не идти" во дворец не стоял в принципе, тем более что погода в один из дней получилась весьма неласковой, и что-то "интерьерное" напрашивалось очевидным образом.
То, что сейчас мы называем Дворцом Нуруллабая - это не только дворец, как таковой, но большой комплекс, внутри которого есть свои "мини-ансамбли". Его наружное ограждение очень неоднородное: где-то это простая глухая стена, где-то мощные стены с высокими башнями, в некоторых местах роль ограды выполняют расположенные по периметру служебные постройки, а с восточной и юго-восточной сторон территорию обрамляет декоративная, скорее всего, современная ограда.


Входом же в комплекс являются южные ворота, к которым ведёт широкий мост над каналом Сырчалы:

Прежде чем пройти в них, обратим внимание на небольшое медресе чуть левее, которое формально тоже является частью дворцового комплекса и называется Медресе Нуруллабая (хан крепко держал данное купцу слово!), но пристроено к нему снаружи:


А теперь зайдём внутрь комплекса и сразу за входными воротами окажемся в большом дворе (формально это даже не двор, а незамкнутая территория внутри внешней ограды, на которой и расположены основные сооружения дворцового ансамбля):


Впереди мы видим мощные ворота и ещё более массивные стены самого ханского дворца, а чуть правее - сравнительно небольшую на их фоне одноэтажную постройку, предназначавшуюся для официальных приёмов, называемую Кабул-ханой (Qabulxona, что дословно переводится как "приёмный зал"):


