В центре зала на стене две фотографии эмира Сеид Алим-Хана

Расскажу поподробнее про этого эмира.
Сеид Алим-Хан, последний эмир Бухары, происходил из династии Мангытов, которая правила Бухарским эмиратом с середины XVIII века. Бухара представляла собой полностью феодальную монархию, и с 1873 года находилась под протекторатом Российской империи. Это было практически полностью автономное государственное образование в Туркестане. Единственным ограничением, наложенным императором, был запрет на рабовладение. Также русские купцы получали право свободной торговли на территории эмирата и освобождались от пошлин. Зато в остальном власть бухарского эмира была безграничной и даже налоги, которые он собирал с подданных, все до копейки оставались в его владениях.

Алим-Хан пользовался сполна всеми привилегиями. Это был типичный восточный деспот, жестокий, жадный и хитрый. Население бухарского эмирата (около 3 миллионов человек) он обложил высокими налогами, а своим визирям и чиновникам не платил жалование, предлагая тем выживать за счет взяток и поборов.
Он пришел к власти в 1910 году после смерти отца и за короткое время сумел приумножить свои богатства, о которых ходили настоящие легенды. Впрочем, легенды были недалеки от истины и стоимость всего состояния Алим-Хана современные исследователи оценили в 15 миллионов фунтов стерлингов. Обладая такими деньгами, эмиру не составляло никакого труда после начала Первой мировой войны ежегодно жертвовать "для победы" (так он писал в телеграммах Николаю II) по миллиону рублей золотом. За это он был всячески обласкан властью и даже получил звание генерал-лейтенанта русской армии, не говоря уже об орденах.
Однако как только власть самодержавия пала и Николай II подписал манифест об отречении, Алим-Хан тут же заявил о полном суверенитете Бухарского эмирата и аннулировал договор о протекторате 1873 года. Но полная независимость ему мало что дала — сначала в эмирате произошла революция, а в 1920 году на помощь бухарскому народу пришла Красная Армия во главе с Михаилом Фрунзе. В августе 1920 года Бухара пала, а Алим-Хан вместе со своими женами, наложницами, визирями и остатком армии сбежал в восточную часть эмирата, которую не контролировали большевики.
Там он попытался организовать контрнаступление против Советов, но был наголову разбит и бежал в соседний Афганистан к своему другу эмиру Аманулле. Именно в Кабуле и осел Алим-Хан, ведя скромный образ жизни. Почему скромный? Да потому что все счета эмира в российских банках были национализированы, а в зарубежных — заблокированы по требованию властей СССР. Физически из Бухары он вывез не так много сокровищ, большая их часть осталась во дворце и была перемещена в Москву, о чем сохранились подробные отчеты.
Так что Алим-Хан со своим многочисленным семейством в Кабуле отнюдь не сибаритствовал, а вел довольно скромный образ жизни. По отдельным сведениям, он пытался наладить бизнес на торговле каракулем, да погорел и остался в убытке. Однако это не помешало ему материально поддерживать басмачество.
Умер Алим-Хан в 1944 году, почти полностью ослепший в окружении детей и внуков. На своей могиле Саид Алим-хан завещал написать: «Эмир без родины жалок и ничтожен. Нищий, умерший на родине, — воистину эмир». Его потомство на сегодня составляет порядка 500 человек, которые расселились очень широко — в Афганистане, Пакистане, Турции, Иране и США.
Следующий зал - это Канцелярия (мирзахона), где велось делопроизводство.




