* * * * * * * * * *
На площади перед "парадной" белой лестницей, ведущей к столь же белому мосту "Европа-Азия", стоит большой памятник Валерию Чкалову, установленный ещё в 1953 году, и это до сих пор удивляет многих, потому что Валерий Павлович никогда в Оренбурге не был и никакого - вот от слова "совсем" - отношения к нему не имеет (в отличие от Юрия Гагарина, который в 1955-1957 годах учился в Оренбургском военном авиационном училище и даже познакомился здесь со своей будущей женой). Впрочем, многое проясняется, если вспомнить, что с 1938 (сразу после трагической гибели Чкалова) по 1957 год Оренбург назывался Чкаловым, а Оренбургская область, соответственно, Чкаловской (и авиационное училище, когда в нём учился Гагарин, тоже звалось не Оренбургским, а Чкаловским). То есть с учётом этого с памятником как раз всё ясно, а вот история временного переименования самого Оренбурга остаётся загадкой.
Возможно, поэтому лестницу, ведущую к "евроазиатскому" мосту, Чкаловской, в отличие от Нижнего Новгорода, не называют - по крайней мере, я ни разу такого не слышал.
Ну а сам памятник хороший - тут не поспоришь, да и зачем?!
Кстати, рядом с ним, на краю площади, есть палатка столь любимого мной мороженого "Славица" - её можно легко заметить даже издали по характерному голубому цвету
...
Но вообще в Оренбурге есть "свой" героический лётчик, не столь, правда, известный, как Чкалов, но это уже проблема "исторического маркетинга", который во многом основан на повторяемости стереотипов (это, естественно, никоим образом не "камешек в огород" Чкалова, заслуги которого не подвергаются сомнению). Георгия Георгиевича Горшкова, родившегося в 1881 году в семье есаула Уральского казачьего войска, называют первым в истории военной авиации лётчиком-бомбардировщиком. Он закончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, потом - Николаевское инженерное училище в Питере, после чего служил в сапёрных войсках. А затем, после прохождения обучения в Учебном воздухоплавательном парке, "перешёл" в авиаторы, заведовал Гатчинским аэродромом, обучался полётам на летательных аппаратах "Bleriot" во Франции.
Во время военных учений в 1912 году Горшков и поручик Евгений Руднев впервые в истории российской авиации провели воздушную атаку на "вражеский" дирижабль на самолёте типа "Фарман"; примерно тогда же он принимал участие в испытаниях первого российского парашюта Г. Е.Котельникова. В 1913 году Г. Г. Горшкову было присвоено звание "Военный лётчик".
В период Первой мировой войны Горшков был командиром знаменитого самолёта "Илья Муромец", на котором совершил 40 боевых вылетов и, в частности, стал первым, кто осуществил бомбардировку и аэрофотосъемку позиций противника в районе станции Вилленберг, а в 1917 году он уже в чине полковника возглавил эскадру тех же "Муромцев".
За свои заслуги и достижения Горшков был награжден Георгиевским оружием и получил звание военного лётчика-инструктора - первого, как пишут некоторые источники, в Российской Империи.
Правда, после революции его судьба сложилась трагически: Георгий Георгиевич служил в армии Деникина, в мае 1919 попал в плен к красным и через 3 месяца расстрелян. Тем не менее, ещё в 1972-1973 годах по линии Генпрокуратуры проводилась проверка уголовного дела в отношении антисоветской деятельности Горшкова, в результате чего было установлено, лто никаких данных, свидетельствующих о его активной контрреволюционной деятельности, не имеется...
..........
Западнее памятника Чкалову начинается идущий по бровке высокого уральского берега Пушкинский бульвар, который в Оренбурге больше известен под именем Беловка. Первый бульвар появился здесь ещё во времена Оренбургской крепости: именно с этой южной стороны ни вала, ни рва не было - только небольшой бруствер, поскольку, как я уже писал, крутой склон над рекой уже сам по себе считался надёжной защитой. В дальнейшем бульвар неоднократно благоустраивался, озеленялся, а в 1899 году, в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина, был назван в его честь - Пушкинским, каковым является и сейчас (в советское время он переименовывался в бульвар имени Свердлова).
Однако ещё раньше, в 1883 году, по решению Городской Думы бульвар, как и часть Зауральной рощи на другом берегу Урала, были сданы в аренду на 30 лет оренбургскому купцу Александру Афанасьевичу Белову, владельцу нескольких заводов, кузниц, каменоломен, лесных складов и ... можно продолжать долго; при этом оговаривалось, что по истечении срока аренды все постройки перейдут (разумеется, безвозмездно) в собственность города.
Первым делом Белов построил на бульваре большой двухэтажный (отапливаемый!) ресторан с летними террасами и видом на Урал, прозванный "Вокзалом Белова" (в то время вокзалами называли "вокальные залы" - здания и помещения, предназначенные для концертов, увеселительных мероприятий, торжеств и просто приятного отдыха). Сохранился "рекламный" текст, который сам владелец опубликовал в местной газете "Оренбургский листок": "Зимний вокзал на берегу реки Урала для народных гуляний открыт. Вокзал обставлен всеми удобствами, имеет буфет с хорошими, выписанными из-за границы винами и изысканную кухню под управлением опытного повара. При вокзале имеется обширнейший в городе зал, очень удобный для балов, свадебных вечеров, концертов, публичных лекций и тому подобных общественных собраний. При вокзале имеется каток. Ежедневно блины".
К сожалению, "Вокзал Белова" прожил недолго: в 1920-х годах его снесли...
По условиям договора Белов обязывался содержать в чистоте и порядке все арендованные территории (что безупречно выполнял), а также наводить каждую весну пешеходный мост через Урал, который был деревянным и на зиму разбирался. С наступлением лета на реке устраивались купальни, вход в них был платным, а билеты продавались в кассе ресторана; на берегу также был организован прокат лодок.
...
Сегодня бывшая "Беловка" является одной большой смотровой площадкой с видами на Урал и, естественно, на пешеходный мост:
На последней фотографии видна начинающаяся отсюда Тропа здоровья, которая, несколько раз изгибаясь "серпантином", ведёт к берегу, на "нижнюю" (если считать саму "Беловку" "верхней) набережную.
Вот такой декоративный и даже изящный "арт-объект" под названием "Читающая девушка":
Но на бульваре можно увидеть и несколько исторических достопримечательностей, и одна из них является очень любопытной:
Это памятник императору Александру I, или просто Александровская колонна, которую чаще всего называют памятником освобождению города Оренбурга от воинского постоя. Дело в том, что до 1821 года жители Оренбурга при необходимости были обязаны предоставлять свои дома для бесплатного проживания (и содержания, включая кормёжку) солдат и офицеров, что, понятное дело, обременяло (ещё мягко сказано!) самих горожан, а также не мотивировало (тоже мягко говоря) купцов селиться в Оренбурге и строить новые дома. Оренбургские губернаторы не раз обращались "наверх" с просьбой отменить эту повинность, но сделал это лишь Александр I в 1821 году, за что благодарные жители воздвигли памятник в виде обелиска - высокой четырёхгранной каменной колонны на пьедестале, увенчанной золотым шаром. Сначала он стоял на Александровской (Думской) площади - как раз на том месте, где сейчас возвышается памятник Валерию Чкалову, но в советское время его снесли, а потом вместо него поставили "Чкалова". И лишь летом 2013 года, уже на Пушкинском бульваре, " Александровская колонна" была воссоздана в облике, максимально приближённым к изначальному - для этого использовались старые чертежи и фотографии.
Композицию дополнили стоящие чуть поодаль бронзовые доски с изображением плана Оренбургской крепости, текстов "Привилегий городу Оренбургу" императрицы Анны Иоанновны и указа о заложении города в третий раз, а также биографиями императора Александра I и военного губернатора Оренбургской губернии Петра Кирилловича Эссена (впоследствии назначенного петербургским генерал-губернатором), при котором и произошло столь долгожданное для оренбуржцев событие.
Отредактировано savl (Сегодня 15:06:49)