Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Сортавала, Ладожские шхеры, крепость Корела и парк Рускеала


Сортавала, Ладожские шхеры, крепость Корела и парк Рускеала

Сообщений 81 страница 90 из 156

81

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34450.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34449.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34451.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34457.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34454.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34453.jpg

   Большое достоинство горы Паасо в том, что панорамы окрестностей отсюда открываются на все 360 градусов, поэтому в любое время дня зависимость от положения солнца очень небольшая: если не в одну сторону, так в другую освещённость будет идеальной. А самые красивые виды - на "воду" (те самые озеро Кармаланьярви и река Хелюлянйоки) - практически никогда не бывают в откровенно контровом свете, хотя утро в этом смысле немного более благоприятно, чем вторая половина дня (у меня небольшой засвет в некоторых ракурсах всё же получился).

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34439.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34448.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34452.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34456.jpg

   На многих панорамных снимках видна дамба, по которой проезжает "Рускеальский экспресс" - на мой взгляд, далековато, но для кого-то дополнительным стимулом, чтобы придти сюда, видимо, всё же является (недаром у касс висит его расписание).

Отредактировано savl (2024-06-20 11:47:06)

0

82

savl написал(а):

Большое достоинство горы Паасо в том, что панорамы окрестностей отсюда открываются на все 360 градусов,

Молодцы, хорошо всё продумали и обустроили. Виды отличные!  :cool: Мы там не были.

0

83

K-Olga написал(а):

хорошо всё продумали и обустроили.

Да, это тот случай, когда вмешательство человека в естественные условия оказалось вполне щадяшим и даже "дизайнеским" :)

0

84

...

   Сколько времени провести наверху горы? "Единственно правильного" ответа не существует: можно просто минут за 15 обойти её, поглядев во все стороны, а можно "зависнуть" здесь (при условии хорошей погоды, конечно), сидя на "обзорной" скамеечке на скале (кстати, она как раз обращена в направлении железной дороги, так что во время прохождения "Рускеальского экспресса" места на ней, наверное, лучше занимать заранее) или просто на прогретом камушке, на час-другой - в зависимости от настроения и "состояния души": окрестные пейзажи навевают "мысли о вечном":) Так что никаких рекомендаций на этот счёт я давать не стану.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34472.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34473.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34460.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34461.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34466.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34462.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34459.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34463.jpg

0

85

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34465.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34469.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34464.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34467.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34468.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34470.jpg

   Остановка "Подкова" тоже чисто информационная: она рассказывает о том, что на территории городища были найдены следы нахождения здесь кузницы, а также о том, что древнекарельские мастера выполняли не только обычные утилитарные кузнечные работы, но и владели техникой художественной ковки и инкрустации.

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34458.jpg

   На самом деле между подножием (входом и кассой) и вершиной горы проложены 2 лестницы: одна на подъём, а другая на спуск, что очень грамотно "разводит" потоки посетителей. Так что сейчас, посмотрев всё, что хотелось, нам предстоит направиться именно сюда:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34256/h-34471.jpg

   После ухода отсюда древних карел Паасо не пустовала: на рубеже 16-17 столетий на ней находился русский пограничный гарнизон, который в дальнейшем – не скажу только, постоянно или периодически - существовал здесь вплоть до окончания русско-шведской войны 1808-1809 годов, завершившей, наконец, многолетние – и даже многовековые - споры и конфликты между Россией и Швецией. А в 1941 году на горе стоял советский артиллерийский расчёт, державший под контролем переправу через реку Хелюлянйоки.

   В целом скажу - и, возможно, повторюсь, что гора Паасо оставила неожиданно приятное впечатление - в том смысле, что ничего "этакого" я от неё не ждал и запланировал её, честно говоря, по причине избытка свободного времени. И не пожалел. Не стану говорить, что посещение Сортавалы без подъёма на Паасо будет неполным - нет, это совсем не так, и если она не вписывается в имеющийся регламент, её вполне можно оставить "за скобками" и не сожалеть об этом, но при наличии времени, сил, хорошей погоды и "лишних" 400 рублей Паасо станет вполне достойной частью вашего путешествия.

0

86

Обзорная понравилась. И как много фиалок!

0

87

Ксения написал(а):

И как много фиалок!

А это фиалки, Вы считаете? Я хотел поиск по картинке запустить, да поленился... :disappointed:

0

88

savl написал(а):

А это фиалки, Вы считаете?

Фиалка  точно (ботаническое название "Анютиных глазок" -Viola). А вот какая именно - не скажу.

0

89

< --------------- Ладожские шхеры --------------- >

   Любопытно, что автором одних из первых путевых заметок, в которых упоминаются, хоть и кратко, Ладожские шхеры, был не кто иной, как сам ... Александр Дюма, который изрядно попутешествовал не только по Европе (в частности, его записки, составившие книгу "Из Парижа в Кадис", которую я долго искал на русском языке и только недавно, наконец, нашёл, будет интересна всем любителям Испании), но и по России: по Волге он спустился до самой Астрахани, изрядно поездил по Кавказу, а также совершил вояж по Ладожскому озеру из Санкт-Петербурга до Сердоболя, посетив Шлиссельбург, Коневец и Валаам, а в самом конце, на "телеге" - и Рускеалу. И вернулся назад в Петербург уже "по земле", на лошадях, заехав по дороге в Кексгольм.

   Конечно, многие факты российской истории Дюма - вольно или невольно - трактует очень произвольно (справедливости ради надо отметить, что с Францией поступает точно так же - до сих пор помню слова нашей парижской гидши, сказанные 24 года назад о том, что "изучать историю по Александру Дюма строго воспрещается"), но вот "этнографические" эпизоды описывает подробно и красочно. Чего, например, только стоит такой:
"
   На другой день, когда мы отъехали от города (Кексгольма - прим. моё) на расстояние ружейного выстрела, нам встретилось нечто вроде лагун, образованных озером Пихлаявеси; лагуны эти прорезаны проточными водами реки Хаапавеси.
   Мы с некоторой тревогой стали задавать себе вопрос, каким образом нам удастся преодолеть на телеге водное пространство протяженностью в два километра, и не переставали удивляться, что станционный смотритель не предупредил нас о такой помехе; неожиданно этой тревоге пришел конец, хотя, правда, на смену ей пришла новая.
   Из какого то сарая вышли шесть человек; четверо ухватили наших лошадей за поводья, двое прыгнули на плот и подогнали его к самому берегу, а затем, не позволив нам, невзирая на наши возражения и даже крики, сойти с телеги, втолкнули ее на плот, и мы оказались на воде.
   Все было проделано за меньшее время, чем потребовалось, чтобы об этом рассказать.
   Почти таким же способом Ганнибал переправлял своих слонов через Рону.
   На какое-то мгновение сходство чуть было не стало еще разительнее, ибо, как и они, мы едва не опрокинулись в воду.
   Но наши паромщики, разместившись нужным образом, благодаря собственной тяжести восстановили равновесие и, начав отталкиваться от песчаного дна баграми, заставили наш плот двигаться вперед достаточно быстро, несмотря на течение.
   Когда население России настолько приумножится, чтобы превратить эти лагуны в новую Венецию, сделать такое будет весьма легко, благо начало этому уже положено.
   На некоторых из бесчисленных островков, разбросанных по этому своеобразному озеру, виднеются дома, амбары, церкви. На других высятся укрепленные замки с массивными башнями по бокам, увенчанными зубцами.
   Пятнадцати - двадцати минут плавания было достаточно, чтобы перевезти нас из Кексгольма на противоположный берег озера, где мы снова оказались на суше, так ни разу и не сойдя с нашей телеги.
   Плата за это красочное плавание, оставшееся в моей памяти неким сновидением, составила один рубль.

"

   Что же касается Ладожских шхер, то они напрямую так не названы, но легко угадываются по описаниям:
"
   Ладожское озеро - самое большое в европейской части России ... Более всего его отличает то, что оно усеяно островами.
   Нет ничего прелестнее этих крохотных бухт, в воды которых деревья окунают концы своих могучих ветвей: короткое, но буйное русское лето дарит этим ветвям крепость и жизненные силы, поддерживаемые той влагой, какая омывает корни деревьев, и теми испарениями, какие увлажняют их листья.
   Берег по правую руку от нас принадлежал Олонецкой губернии, а по левую – Финляндии.
   Мы плыли среди островов небольшого архипелага, показавшихся нам либо вовсе ненаселенными, либо населенными очень слабо; затем наш взгляд остановился на Сердоболе, бедном финском городке, построенном между двумя горами....
Сердоболь, полностью открывшийся нашим взорам, не явил собой ничего привлекательного, и потому у нас возникло желание покинуть его как можно скорее.
"

   Справедливости ради отметим, что в то время - события происходили в 1858 году (странно, что А. Дюма, рождённый в 1802 году, пишет, что "В пути между Валаамом и Сердоболем мне исполнилось пятьдесят пять лет") - Сердоболь действительно был маленьким (его население составляло около 600 человек) и, видимо, непривлекательным городком с неказистой деревянной застройкой: его расцвет (развитие промышленности, каменное строительство, прокладка железной дороги, благоустройство улиц и тротуаров) начался чуть позже - в последней четверти 19 века.

* * * * * * * * * *

   Ладожские шхеры - это название совокупности многочисленных скалистых островков (каждый из них и называется "шхера"), разделённых узкими проливами и заливами причудливых форм, расположенных в северной прибрежной части Ладожского озера. Всего их насчитывается около 650, но надо сказать, что при этом островом считается любая выступающая над поверхностью воды часть суши, даже просто совсем небольшая скала (географически понятие "остров" не ограничивается какими-то "параметрами" типа его размеров и площади); все они относятся к островам материкового типа, так как возникли в результате ледниковой эрозии континентальной части, которая впоследствии была затоплена водой, и на поверхности остались только самые высокие участки бывшей суши или вершины скал. От фьордов шхеры отличаются рельефом и "структурой": фьорды предполагают высокие берега и значительное преобладание длины пролива над его шириной, а шхеры в этом смысле устроены бессистемно - "как бог на душу положил":)

   Сегодня Ладожские шхеры - не только природный объект, но и одноимённый Национальный парк ( https://parkladoga.ru/) , официально образованный в 2017 году, посещение которого, строго говоря, производится по специальному разрешению с оплатой "пошлины" ( https://parkladoga.ru/totravel/services/) - как это происходит в реальности, я упомяну чуть позже.

..........

   Организовать поездку на Ладожские шхеры не составляет никакого труда: вы можете это сделать прямо на месте, воспользовавшись многочисленными информационно-рекламными табличками на берегах залива или даже в городе, а можете устроить всё заранее, вбив "правильные" слова типа "Сортавала Ладожские шхеры" в поисковике. Особо заморачиваться выбором варианта не стоит: подавляющее большинство типовых предложений совершенно одинаковые и проходят по одному сценарию: 2-часовая (на самом деле, примерно 1.50) поездка на небольшом катере по "шхерным" проливам с 40-минутной остановкой на одном из островов (как правило, таковым является Хонкасало). Цена тоже "притёртая" - 2000 рублей "на месте", а если покупать через экскурсионные "интеграторы", получается на 300-500 рублей дороже.

   В этом плане я бы хотел развенчать 3 (один - в "минус", два - в "плюс") сложившихся если не мифа, то стереотипа касательно такого "мини-круиза". Начну, как обычно, с "плохого" - в самом процессе движения по шхерам ничего красивого нет: да, на навигаторе нашего капитана (он же штурман, он же рулевой, он же гид) я видел, что мы действительно плывём по сильно изрезанной "местности", огибая и проходя мимо островов самых разных размеров и форм, но с борта катера всё это превращалось в почти "плоскую" картинку (и в этом смысле напомнило мне водную прогулку вдоль берегов итальянского Чинкве Терре, которое оказалось намного менее живописно, чем при взгляде с побережья). То есть создавалось впечатление, что мы плывём по широкой извилистой реке со скалистым, поросшими деревьями, берегами - где то крутыми и каменистыми, где-то пологими и лесистыми: островов так много, что один ещё не успевает "закончиться", как его "перекрывает" другой, что и создаёт иллюзию сплошного берега.

   Но (дальше пойдут сплошные достоинства!): всё это компенсируется и даже с лихвой покрывается видами на самом острове при высадке на него. И здесь я развею 2 других предрассудка:

1. Что, якобы, на острове (поскольку он, напомню, для всех один и тот же, а катеров к нему плюс-минус одновременно может пристать несколько) будет столько людей, что не протолкнуться и "шагу некуда ступить". Ничего подобного: остров достаточно большой, а "троп" (в переносном смысле, поскольку в прямом их здесь нет вообще - просто прыгаете с камня на камень, кто как сможет и кто где сможет) множество, и если вы захотите уединиться, то через пару минут окажетесь "в гордом одиночестве" и пробудете так до отхода катера: в конце концов, судёнышки небольшие, а пригодная для "парковки" островная бухточка "не резиновая".

2. Что 40 минут на острове - слишком мало. Конечно, это так, если вы захотите помедитировать и "позависать" у каждого камушка, но при этом раскладе может не хватить и часа, и двух, и трёх... А чтобы получить представление об островной карельской природе и пофотографировать самые разные живописные пейзажи, времени вполне хватает. Это немного напоминает турецкую Каппадокию с её уникальными потрясающими ландшафтами, на которые сначала смотришь широко раскрытыми от изумления глазами, но потом понимаешь, что "формат" везде примерно одинаковый, и взор начинает "замыливаться", а впечатления "слипаться".

   Единственное, о чём мне хотелось бы предупредить - если будете бронировать поездку заранее, старайтесь избегать утренних рейсов - 9- и 10- часового - просто из-за большой (или бОльшей, чем в другое время) вероятности их отмены по причины ненабора группы. Конечно, в этом случае ничего не пропадёт, вам просто предложат другое время (скорее всего, следующее по графику), но тут уже всё зависит от ваших планов на день - насколько вас устроит такая рокировка (конечно, если у вас на Сортавалу выделен весь день - вы легко скорректируете его). Именно так произошло у меня: я записывался на 10, но уже на причале, минут за 15 до предполагаемого отплытия, мне по телефону сообщили об отмене и предложили перенос на любое другое время, начиная с 12. К счастью, мой регламент позволял немного "перетасовать" "маршрутные карты" без какого-либо ущерба (правда, будь Сортавала городом побольше, проблемы могли бы возникнуть), и в итоге получилось всё то же самое, только чуточку в другой последовательности. Но всё равно: любая отмена - всегда плохо, всегда бьёт по планам, и не всегда есть возможность их изменить...

...

   Цена любой поездки - что через "агрегатора", что "на месте", не включает разрешения на посещение Национального парка и соответствующую плату. Если вы записываетесь заранее, вам предлагают самостоятельно сделать это на сайте парка, что совсем не сложно и быстро: всё оформляется почти моментально сразу после того, как вы заполните данные и отправите заявку, после чего приходит именной штрих-код, который вы в теории должны предъявить инспектору при гипотетической выборочной проверке (типа контролёра в автобусе). Но если договариваетесь на месте, про разрешение ничего не говорят и никаких дополнительных денег не просят (наверняка все здешние перевозчики - а они, безусловно, всем, "кому надо", известны, решают эти вопросы "оптом"). Так что, думаю, разрешением в любом случае можно не заморачиваться.

   Большинство экскурсий по шхерам проводятся на маленьких катерах вместимостью 8-10 человек, которые отправляются с разных, но расположенных "в линию" друг за другом причалов на северной стороне залива напротив старой Ратуши:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34476.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34475.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34477.jpg

   Дорога до острова занимает примерно полчаса с небольшой остановкой возле одного острова с обрывистыми скалистыми берегами - это, так сказать, небольшие "экскурсионные хитрости", позволяющие как бы включить этот остров в программу и, таким образом - снова "как бы" - расширить её, чтобы она выглядела более солидно:)

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34487.jpg

   У тех, кто подумывает о такой поездке, наверняка появятся мысли об укачивании на воде. На мой взгляд, те, кто не испытывал подобных трудностей раньше в обычной жизни (в автобусе, машине, самолёте), не испытает и сейчас. А те, кто подвержен этой проблеме, знают, какие лекарства принять перед отбытием - чего-то принципиально нового они вряд ли здесь ощутят: сильных волн, как сказал капитан-гид, в шхерах не бывает, они, если есть на самой Ладоге (а там бывают о-го-го какими!), гасятся в "паутине" проливов.

   Пейзажи "в пути", как я уже сказал, не бог весть какие, хотя сперва, "в новинку", всё кажется интересным:

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34478.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34479.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34481.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34480.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34483.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34482.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34485.jpg

https://content.foto.my.mail.ru/list/s1_62/34474/h-34486.jpg

Отредактировано savl (2024-06-25 12:18:56)

0

90

savl написал(а):

Александр Дюма, который изрядно попутешествовал

Вау! Вот это да!
... Относительно недавно узнала, что и Бальзак путешествовал по России...

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Сортавала, Ладожские шхеры, крепость Корела и парк Рускеала