Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.


Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.

Сообщений 21 страница 30 из 163

21

Торговый дом А.И. Егорова  (ул. Куйбышева, 96 )
Алексей Ильич Егоров  – купец 2-й гильдии, кандидат в члены директората Самарского Отделения Императорского Русского музыкального общества, потомственный почетный гражданин г. Самары. Он владел домами № 94 и № 96 по ул. Куйбышева, гостиницей "Ташкентъ". Егоров гласным городской Думы (1897-1915).

Дом  построен по проекту архитектора А.А. Щербачева, про которого рассказала несколькими постами выше.
Построен этот красивый  дом  в 1890 -1896г. в стиле "русского" барокко. Художественное оформление фасада из тёсаного камня выполнено неизвестным художником-поляком, находившимся в Самаре в ссылке за антироссийскую деятельность.

https://i.postimg.cc/1zyLknty/71-IMG-7727.jpg

В этом здании находился торговый дом купца Егорова, внизу был магазин, о котором знал весь город. Для Самары он был аналогом Елисеевского универмага Москвы. А раз магазин был статусным, то и выглядеть здание должно было соответствующим образом. В этом бывшем бакалейном магазине продавали  редкие и дорогие товары и продукты (ананасы, манго, киви, кокосы, элитные сорта чая, голландские и швейцарские сыры...), которые доставлялись из Москвы по договору с Елисеевским магазином.
На втором этаже находились жилые помещения, где проживал владелец с семьей.

https://i.postimg.cc/xjkTx7ht/73-IMG-7731.jpg

Известно, что в 1960-70-е гг. на втором этаже проживала семья самарского художника Валентина Захаровича Пурыгина (1926-2002), чьи интересные работы я недавно показал в 1-й части самарских рассказов.  Здесь же была его мастерская.

Особняк был недавно отреставрирован, причём на средства частных инвесторов. Сейчас здание нежилое, помещения сдаются в аренду различным фирмам и организациям.

https://i.postimg.cc/mDDKrvCq/74-IMG-6817.jpg

https://i.postimg.cc/Jn2vHpQh/75-IMG-6816.jpg

Дом купца Юдина ( Ул.Куйбышева, 103 )
Арх. А.А. Щербачев (как видите, дома по проекту Щербачева идут один за другим)
Привлекает внимание декоративное убранство, лепнина.
В начале XX века здесь находились сразу три дома. Владельцем двух из них был купец Юдин, а следующий за ними дом принадлежал Головкину. Позже А.А. Щербачев реконструировал здания для ресторана братьев Ивановых.

https://i.postimg.cc/2jPjPGfm/77-IMG-20220604-180213.jpg

https://i.postimg.cc/3N06X2LF/78-IMG-6882.jpg

https://i.postimg.cc/bvLKpyDk/79-IMG-6883.jpg

0

22

Julia написал(а):

Лена, смотрю твои темы про Самару и не могу пока определиться с мнением - стоит оно поездки или нет? Вроде всё интересно, но из Питера путь не близкий. И если ехать, сколько по твоему мнению дней будет оптимально? На 3-4-5 дней интересностей найдется?

Найдется. Лена ездила замок смотреть, мы на полдня в Сызрань ( не знаю насчёт экскурсии, мы тупо на электричке), там очень красивая улица центральная и остатки кремля. На каждом доме висит табличка, недостатка информации нет.
Плюс у нас было два полных дня и это мы только в музей модерна сходили, а Лена показывала ещё музеи, я вот точно хочу ещё съездить на пару дней, музеи досмотреть, мб замок. Плюс поддержу, летом там дБ прекрасно, огромная набережная, пляж, можно и так полдня провести.

0

23

Дом Сибиряковой  (Ул. Куйбышева, 107 )

https://i.postimg.cc/0Q1GkZLM/80-IMG-6876.jpg

Это дом построен в 1888г. Купчихе Любови Сибиряковой дом достался после смерти супруга. Чтобы расширить полученное наследство, Сибирякова  пригласила архитектора   Г. Мошкова, который в 1904 г. реконструировал здание в стиле модерн с живописным лепным декором в виде цветов и бабочек и маскаронами на колоннах.  Немного похож на отель Бристоль -Жигули  (правда, в основном цветом, орнаментальной лепниной и выступающим "вензелем" в центре фасада) .

https://i.postimg.cc/C5Lq52J1/81-IMG-20220604-180246.jpg

До революции на первом этаже дома работали магазины. В 1919 году здание национализировали и открыли в нем библиотеку им. Горького. В 30-е библиотеку преобразовали в Куйбышевское отделение научно-инженерно-технического общества.
Сейчас, глядя на его "цветущий" отреставрированный облик, трудно представить, что менее 10 лет назад дом едва не погиб при пожаре...

https://i.postimg.cc/s27SN7vV/82-IMG-6877.jpg

https://i.postimg.cc/cLVwhX19/83-IMG-6878.jpg

https://i.postimg.cc/50JvdyC8/84-IMG-6879.jpg

https://i.postimg.cc/fTRcRVgK/85-IMG-6880.jpg

https://i.postimg.cc/wT4hy9Cd/86-IMG-6881.jpg

Что касается расположенного тут же рядом отеля "Бристоль Жигули", то его я уже подробно с интерьерами показала в 1-й части .

0

24

Лютеранская кирха Святого Георга  (ул. Куйбышева 115/117)
Построена в 1865 год по проекту инженера- архитектора Николая Еремеева.
В 50-е годы XIX века в Самару приехало много торговых людей немецкой национальности. Они принесли с собой свою веру с прежней родины. Большая часть из них были лютеране. Один из первых губернаторов Самары был немец и лютеранин: Константин  Грот. Он создал в 1854 году первую общину и возглавил ее. Уже 1865 году община насчитывала 112 прихожан.
Изначально церковь Св. Георга строилась как  римско-католическая. Русский купец Аннаев  Е.Н., католик, пожертвовал деньги на строительство этого храма.
Когда храм в 1863 году уже почти был готов, в Польше, принадлежавшей в то время к России, произошло восстание. Вследствие  этого восстания  все польское подверглось преследованию, а в то время все католическое понималось как польское. И связи с этими обстоятельствами почти готовая церковь с согласия  Е.Н. Аннаева и католической общины была передана лютеранам. Они достроили церковь в 1865 году.

https://i.postimg.cc/8cKr6bnb/87-IMG-6887.jpg

Спустя 12 лет здание храма  было практически уничтожено грандиозным пожаром. На восстановление кирхи ушло 6 лет. Но нет худа без добра, тогда же она обзавелась боковыми флигелями.
Вот как раз вид на боковой флигель

https://i.postimg.cc/gJKhYpVQ/88-IMG-20220607-073229.jpg

Эта доска установлена на кирхе в память о Константине Гроте. Личность действительно интересная. советую прочитать
https://ru.wikipedia.org/wiki/Грот,_Константин_Карлович

https://i.postimg.cc/QN07wXxW/89-IMG-7732.jpg

Как и костел на ул Фрунзе, кирха была закрыта в январе 1930 года. Однако список «арендаторов» у нее был куда больше. Начиная от «Союза воинствующих безбожников» 1930-х годов, заканчивая мастерской скульпторов-монументалистов. В первом списке памятников истории и культуры 1966 года она проходил как «Мастерская Союза художников. Готика».
21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что еще не закончились реставрационно-ремонтные работы и не работало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое рождественское богослужение.
Интересно , что сейчас пастор этой  церкви - женщина Ольга Темирбулатова, а ее муж - мусульманин по рождению.
Оформление зала очень аскетичное. Витражей нет, главное украшение традиционно - цветы и свечи. Есть орган механический орган фирмы Walker 1963 года выпуска, его  привезли в кирху в качестве подарка из Штутгартав  июне 2003 года Это второй орган установленный в Самаре, первый находится в филармонии. С момента появления инструмента при общине работает постоянная органистка — Анна Викторовна Карпова, кандидат искусствоведения и доцент Института культуры. Часто проходят концерты.

Кирха находится на углу улиц Куйбышева и Некрасовской, на другом углу находится забавный  памятник  - Бравый солдат Швейк сидит на бочке, а на него смотрит собачка.

https://i.postimg.cc/qMWNHgfg/90-IMG-20220604-172526.jpg

Швейк тут сидит не случайно - по диагонали от него еще на одном угловом доме ( дом купца Афанасьева. ул. Куйбышева 100) висит мемориальная доска, на которой написано " В этом здании с апреля по июнь 1918  года жил и работал известный чешский писатель Ярослав Гашек.

https://i.postimg.cc/7Yhzypft/91-IMG-6886.jpg

Судьба Гашека неразрывно связана с историей Самары. С апреля 1918 года он формировал в нашем городе чехословацкие отряды Красной армии. Установив связь с большевистской организацией и представителями советской власти, он и его товарищи проводили агитацию, распространяли листовки. На ул. Дворянской, 106 (сейчас ул. Куйбышева, 98), в здании отеля «Сан-Ремо», легионеров набирали в отряды. Здесь находилась чехословацкая секция РКП (б) и жил Гашек. Отряд, комиссаром которого стал Гашек, вошел в состав 1-го самарского советского полка и участвовал в стычках с белочехами.
После захвата Самары белочехами и прихода власти КОМУЧа (8 июня 1918 года) Гашеку пришлось бежать из города. Его искали, хотели арестовать. Два месяца, пока не добрался до Симбирска, писатель скитался по Самарской губернии, притворяясь умалишенным. Потом эти приключения легли в основу романа «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».
Каким должен быть Швейк и где его разместить, обсуждали на оргкомитете «Культурная Самара». Авторы композиции — скульпторы Александр и Николай Куклевы, а также Кристина Цибер. На изготовление скульптуры Швейка ушло несколько месяцев, израсходовали почти тонну металла. На скульптуру, как и другие в городе, не потратили ни копейки бюджетных денег. Установку приурочили к 130-летию со дня рождения Гашека.

0

25

Про Гашека ничего не знала, спасибо! И памятник славный!

0

26

Лена ГМ
смотрю, читаю, делаю пометки на карте ;)

0

27

На фото со Швейком видна торцевая стена дома с мозаикой «Гражданская авиация». , она появилась в 1965г. А сам дом  на ул. Куйбышева , 121 известен, как дом Малышева .Этот дом с интересным наружным декором был построен в 1880-1890 годах. Архитектор неизвестен
Его возвели на садовом участке, который принадлежал мещанину Малышеву. Сначала это было двухэтажное здание. Но потом новый владелец надстроил третий этаж. В 1965 году фасад дома со стороны улицы Некрасовской украсили мозаикой В настоящее время здание является жилым домом.

https://i.postimg.cc/gJnWD01y/91-IMG-6888.jpg

Соседний дом (ул.  Куйбышева 123)- здание постройки конца 19 века, в котором жила семья купца Ивана Васильева.
Здание расположено на усадебном участке, с 1896 г. находившемся в собственности купца второй гильдии И.И. Васильева. В 1906–1917 гг. усадьба принадлежала Е.Ф. Васильевой, отец которой был владельцем соседней усадьбы (ныне ул. Куйбышева, 121). У Васильевых было два магазина (мебельный и зеркальный), подвал, кладовая. Все помещения занимала семья домовладельца. Во дворе дома было построено двухэтажное здание мастерской по производству, ремонту и окраске мебели.
В 1919 г. дома Васильевых были национализированы, и в помещения их бывшего магазина на первом этаже поселили семью купца Эпштейна. Е.Ф. Васильева с дочерью перешла в бывший жилой этаж дома во дворе, где и проживала до самой смерти в 1952 г.

https://i.postimg.cc/2SrNtGPS/92-IMG-6889.jpg

И за ним солидное здание  (ул. Куйбышева, 125) - Гимназия Н.А. Хардиной
Это здание в классическом стиле было построено архитектором Александром Щербачевым в 1902 году по заказу мецената Юлия Иосифовича Поплавского - бузулукского помещика, дворянина. Необычным является то, что было изначально известно, что в здании разместится гимназия.

https://i.postimg.cc/FFStswvK/93-IMG-6890.jpg

В конце девятнадцатого века Самару охватило поветрие просветительства. Каждый, кто считал себя прогрессивным человеком, старался способствовать распространению научных знаний и идей гуманизма. В 1899 году на этой волне дочь известного в городе юриста и общественного деятеля Андрея Хардина - Нина Андреевна Хардина, открыла женское училище, преобразованное через пять лет в гимназию. Это было далеко не первое образовательное учреждение для девочек, однако его считали особенным. Необычным было уже то, что специально для гимназии меценат Юрий Иосифович Поплавский построил трехэтажное здание на улице Дворянской, ныне Куйбышева. Таков был его вклад в просветительское движение. Нина Хардина сделала все, чтобы педагогический коллектив в созданном ею училище не испытывал давления со стороны. Здесь не было попечительского совета, а все расходы брали на себя родители воспитанниц. В гимназию принимали даже девочек из бедных семей. Средства на их содержание Нина Андреевна получала, организуя благотворительные вечера с концертами и лекциями. В то время посещать выступления литераторов и научные лектории было очень модно. По отзывам современников, гимназия Нины Хардиной давала образование на весьма высоком уровне. Дипломы, полученные здесь, котировались не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в европейских столицах. Девочкам преподавали историю, литературу, математику, физику, естествознание, немецкий язык… Однако, многие самарцы остерегались отдавать своих дочерей в гимназию. Их настораживала репутация учебного заведения Хардиной – его называли либеральным, а то и красным.
Справедливо ли это? Скорее всего, консерваторам не по душе пришлись семейно-педагогические кружки и прочие новшества, которые смело использовала Нина Андреевна и ее коллеги. Более особенно придраться было не к чему. Ну, разве что ещё к духовнику… Гимназия не была атеистической – здесь преподавали Закон Божий в том же объеме, в каком и в других школах. Духовником гимназисток был священник Троицкой церкви Иван Иванович Андреев – человек незаурядный и мыслящий очень широко. Так вот, его досуг почему-то вызывал у большой части общества, мягко говоря, недоумение. Батюшка был активным членом общества любителей пчеловодства, садоводства и огородничества.
Сейчас в этом особняке классического стиля, с треугольными фронтонами и колоннадой, располагается школа №15.

Здание бывшего Благородного собрания ( ул. Куйбышева, 131) Построен в конце 19. Архитектор неизвестен. Построен как доходный дом купца Ушакова под сдачу в аренду.
Внешний архитектурный облик решен в стиле эклектики с чертами неоренессанса.

https://i.postimg.cc/D0LRj46G/94-IMG-6895.jpg

Третий этаж надстроен позже. Вот как этот дом выглядел изначально (архивное фото)

https://i.postimg.cc/J4wLNMxJ/94.jpg

В 1873 г. здесь возникло общество поощрения образования. Общество выплачивало стипендии и пособия нуждающимся воспитанникам самарских гимназий. Средства общества составляли членские взносы, пожертвования и доходы от благотворительных концертов, литературных вечеров и т.д. В 1882 г. в этом здании было образовано общество любителей музыкального и драматического искусства. В зале Благородного собрания общество проводило общедоступные музыкальные и драматические вечера, спектакли, концерты, литературные чтения.
27.09.1889 здесь была открыта первая в истории Самары художественная выставка. На ней экспонировались полотна художников-передвижников. В 1891–1892 гг. в помещении Благородного собрания устраивались и первые выставки произведений самарских художников. В 1896 г. дом купила городская управа.
Вместо Благородного собрания туда была переведена городская публичная библиотека и музей, который начал формироваться ещё в 1880 г. по инициативе П.В. Алабина. Алабин не только разработал структуру музея, но и пожертвовал свою нумизматическую и орнитологическую коллекции. Весной 1897 г. здесь открылась VI периодическая выставка самарского кружка любителей искусства. От имени её участников художник К.П. Головкин предложил городской думе принять в дар часть выставленных работ. Они стали первыми произведениями, размещёнными в новом художественном отделе при самарском публичном музее. В дальнейшем местные художники неоднократно пополняли эту коллекцию.
Об этих выставках и их организаторе Константине Головкине напоминает мемориальная доска на доме.

https://i.postimg.cc/DyqK5HpN/95-IMG-6896.jpg

В мае 1925 г. в этом здании открылась первая выставка общества пролетарских художников Самары. В ней участвовало более 30 авторов и экспонировалось 300 работ. В 1929 г. публичный музей был преобразован в краеведческий, а в 1937 г. на базе художественного отдела был создан самостоятельный художественный музей. В 1938 г. музей был переведён в другое здание.

И пожалуй здесь рассказу о Константине Головкине. Его картины я уже показывала в 1 части в разделе про Самарский художественный музей и самарских художников.

Константин Павлович Головкин ( 1871, Самара —  1925 Самара) — самарский купец, меценат, художник, архитектор,  археолог, краевед, путешественник.
Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина. С 1882 по 1889 год учился в Самарском реальном училище. сСистематического художественного образования не получил, оставаясь художником-самоучкой. Работал в традициях русского реалистического искусства. Принимал самое непосредственное участие в культурной жизни города, вместе с другими членами любительского кружка художников участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы. В 1897 году выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. Вёл летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара». До настоящего времени дошло лишь несколько картин К. П. Головкина. В собрании Самарского художественного музея их пять, одна картина в Музее Модерна, некоторое количество работ сохранилось в частных собраниях.
Был первым самарским автомобилистом. Его «Опель» в 1904 году доставили по железной дороге из Берлина.
В 1908—1909 годах по собственному проекту построил на берегу Волги дачу из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Двор дачи художник украсил цементными скульптурами слонов. Дача сохранилась до настоящего времени и известна как "Дом со слонами".
Это интереснейшее сооружение в стиле модерн, находится оно далеко на окраине Самары , дача окружена забором и доступа к ней практически нет. Покажу фото из интернета.

https://i.postimg.cc/ZYvmvC84/95.jpg

После Гражданской войны в России 1917 года Головкин на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В начале 1920-х годов вернулся в Самару и привёз целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок.
В последние годы жизни работал рядовым сотрудником в Самарском губернском архиве. 26 февраля 1925 года скончался в больнице имени Пирогова во время операции.

0

28

Дом личного почетного гражданина города Самары А.Г. Жоголева ( ул. Куйбышева, 110, литера А)
1901г. Архитектор неизвестен.
Сам дом не сняла, может показался не очень интересным внешне, только мемориальную доску на нем сняла. Но фото покажу из интернета.

https://i.postimg.cc/9QLQVz5T/95-view-15552.jpg

Дом с интересной историей.
В 1901 г. это дворовое место приобрёл А.Г. Жоголев. К 1907 г. на его участке располагался трёхэтажный каменный дом с подвалом., во дворе были построены двухэтажный каменный дом, каменный каретник и конюшни. Домовладелец занимал третий этаж, остальные помещения сдавались в аренду.
Вот так выглядел когда-то этот дом. на фото он  крайний справа. и вообще хороший общий вид бывшей Дворянской улицы.
Первые этажи домов все под магазинами и тп. общественными заведениями. Слева телеграфные столбы.

https://i.postimg.cc/6QS62SQp/95.jpg

По какому же поводу купец Аким Григорьевич Жоголев, вскоре удостоенный звания личного почетного гражданина Самары ?
Начало 20  века ознаменовалось большим событием в жизни Самары – 20 сентября 1902  года было открыто первое в истории города государственное музыкальное учебное заведение, называемое «Музыкальные классы». Конечно, в Самаре и до этого было много частных учителей музыки. Выпускники столичных консерваторий оказывали большое влияние на музыкальную жизнь города. В любительские общества входили люди разных сословий. Так что открытие «музыкальных классов», позже переименованных в музыкальное училище, произошло на вполне подготовленной почве. Местные газеты писали о событии в самых патетических тонах, на открытии присутствовали все известные люди, начиная с губернатора. Церковь благословила новое учреждение, и на праздничном молебне состоялось его освящение.
Какое отношение к событию имел Аким Григорьевич? Непосредственное. «Музыкальные классы» сами себя открыть и возглавить не могли – требовался руководитель соответствующего уровня. И подобрать кандидатуру директора было поручено именно Жоголеву. О чем данный факт говорит? Наверное о том, что мнение Акима Григорьевича для музыкальной общественности губернской столицы было авторитетно. Приехав Петербург, самарский купец после общения с артистами, музыкантами и преподавателями консерватории сделал выбор, определивший счастливую судьбу самарского музыкального училища! В Самару был приглашен Яков Карклинь – оперный певец, педагог и дирижер. Выпускник петербургской консерватории и ученик Римского-Корсакова, уже имевший большой творческий опыт.
Яков Карклинь прожил в Самаре 18 плодотворных и счастливых лет – участвовал в концертах, создавал музыкальные коллективы, преподавал, читал публичные лекции, выступал в роли музыкального авторитета в газетах, приглашал в город выдающихся артистов и музыкантов. Здесь же встретил свою любовь и женился. Но это было позже, а в сентябре 1902-го года стал директором вновь открывшихся «музыкальных классов».

А где новое учебное заведение разместилось? Аким Жоголев бесплатно отдал для него свой дом на Дворянской. Еще выделил сумму на первоначальные расходы. За что был награжден званием личного почетного гражданина Самары и золотой нагрудной медалью.
А еще раз Аким Григорьевич привлек к себе внимание после своей кончины в 1912 году. Его любовь к музыке выразилась в том, что в завещании он распорядился выдавать своим потомкам средства на получение музыкального образования – по 100 рублей в год на обучение в низших и средних учебных заведениях и по 200 рублей – в высших. Еще по завещанию наследникам оставались лесопильный завод, пристань на Волге, дом с дворовыми постройками и множество векселей и облигаций.
Однако тут же выяснилось, что все имущество заложено, лесопилка давно продана, а задолженность по векселям превышает 40 тысяч рублей! Родственники так удивились, что кто-то упал в обморок прямо у нотариуса. Очевидцы событий кстати, в один голос утверждали, что в это время под потолком присутственного места явственно слышалось ехидное старческое покашливание! Во всяком случае, впечатление такое, что Аким Жоголев точно знал, какой срок ему на этой земле отмерен.

Что касается дома на бывшей Дворянской, то  в 2005 г. здание было снесено и восстановлено заново в 2006 г.; при этом увеличилась площадь со стороны двора, появилась подземная автостоянка.
Сейчас на нем есть вот такая мемориальная доска. Я уже говорила, что Самара во время войны стала запасной столицей и в ней разместились многие дипломатические миссии, о чем напоминает немало таких табличек.

https://i.postimg.cc/VvPY4Cny/97-IMG-6894.jpg

Соседний дом с предыдущим - Здание Государственного банка (Ул Куйбышева д.112). Построено в 1897-1902 гг. Архитекторы А .А. Щербачёв, Волошин, А.И. Матвеев, Г.Н. Мошков (надстрой)

https://i.postimg.cc/sf5fxTC3/98-IMG-7735.jpg

История участка прослеживается с 1841 г., когда он принадлежал дворянке Л.А. Реутовской. Здесь стоял дом с мезонином и флигель. Все постройки были деревянными. В 1858 г. усадьба перешла во владение чиновника Р.И. Эсселя, в 1873 г. стала собственностью Т.А. Щелкуновой и П. Тимофеевой. В пожаре 1877 г. сгорели все деревянные постройки, которые больше не восстанавливались. В 1880 г. Тимофеева продала пустырь купцу И.Л. Санину, а в 1894 г. участок приобрёл Государственный банк.(Сколько же банков было на этой улице !!!)
Строительство здания самарского отделения Госбанка началось в 1897 г. и велось в несколько этапов. Сначала, к 1900 г., была возведена центральная фасадная часть, боковые крылья и половина дворовых построек. К 1902 г. завершилось сооружение центральной дворовой части здания и были достроены все дворовые службы.
Здание Государственного банка имеет в плане Т-образную форму. Глубокие ризалиты по флангам позволили организовать перед главным входом курдонёр.  Архитектурный стиль -классицизм.
Так оно изначально выглядело. Здесь еще нет третьего этажа.

https://i.postimg.cc/LX19zTqB/98.jpg

По данным на 1902 г. полуподвальные помещения здания занимали 16 квартир служащих банка низших разрядов (сторожа, швейцар, дворник, истопник и др.). Здесь же находилось помещение для калорифера, обогревающего комнаты верхних этажей. В центральной (дворовой) части полуподвала разместились служебные помещения, комнаты с калориферами, кладовая, квартира управляющего банка и квартира смотрителя зданий, состоящая из семи комнат и подсобных помещений. Все окна полуподвальных помещений выходили только во двор.
В боковых крыльях и в центральной части фасада первого этажа находились квартира кассира, кабинет управляющего, учётный комитет, сберегательная касса, архив. Помещения центральной (дворовой) части первого этажа здания, отделённые от парадного коридора, включали комнату дежурного чиновника, хозяйственное помещение, операционный зал.
На втором этаже здания банка располагались две квартиры. Квартира управляющего, состоявшая из 19 жилых комнат и служебных помещений, занимала левое крыло и всю центральную часть. Квартира контролёра из девяти комнат и подсобных помещений располагалась в правом крыле. Квартиры старших чиновников (смотрителя, кассира, управляющего и контролёра) были оборудованы ватерклозетами и ванными комнатами. К 1909 г. площадь служебных помещений отделения Госбанка увеличилась за счёт сокращения жилых площадей.
В годы Первой мировой войны над боковыми крыльями и центральной фасадной частью дома был надстроен третий этаж, а над центральным дворовым пристроем (операционным залом) – второй.
В 1919 г. здание банка национализировали, в 1936 г. в нём располагался Союз финансово-банковских работников. В 1937–1938 гг. дом был надстроен до трёх этажей по проекту арх. А.И. Матвеева и Г.Н. Мошкова.
И сейчас в здании находится Центральное отделение Банка России по Самарской области.

Интересный современный дом (ул. Куйбышева 116)  Дом построен в 2006г., используется как административное здание .

https://i.postimg.cc/Qt4zdGNf/99-IMG-7736.jpg

https://i.postimg.cc/3Nzb2Xvp/99-IMG-7737.jpg

0

29

Лена ГМ написал(а):

забавный  памятник  - Бравый солдат Швейк

Считается, что памятников Швейку больше, чем самому Гашеку. Даже в Петербурге есть, хотя Гашек у нас никогда не был. И, кстати, установили его к 120-летию Гашека - получается, что на 10 лет раньше, чем в Самаре.

0

30

Лена ГМ написал(а):

построил на берегу Волги дачу из пустотелого кирпича и бетонных блоков

То ли замок, то ли бункер... На дачу точно не похоже! :nope:  Слоны забавные - кожа да кости, вид несчастный.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Самара. Часть 3. По улицам исторического центра.