Вместе по всему миру

Объявление

Просим обращать внимание на оформление ваших вопросов на форуме! Не нужно называть пост "Есть вопрос", "Помогите" и т.п. Запрещены в заголовках тем: слова, состоящие из ЗАГЛАВНЫХ букв, смайлы, повторяющиеся знаки препинания "???", "!!!", ")))", "((". Пожалуйста, начинайте темы с заглавной буквы. Если содержание темы полностью отражено в заголовке, гораздо больше вероятность, что те, кто может проконсультировать спрашивающего, заметят её и зайдут для ответа, да и искать информацию впоследствии намного удобнее. Если заголовок спрашивает о маршруте, а в теме поднимаются, например, вопросы о шопинге, отелях и т.п., то количество ответов может заметно снизиться, а следующие читатели не найдут искомых ими сведений. Убедительная просьба просматривать навигаторы, которые есть в каждом разделе, - очень велика вероятность, что волнующий вас вопрос уже задавался и был подробно обсужден. Вопросы нужно задавать только в соответствующих разделах форума по странам, а не в рассказах, где велика вероятность, что их никто не увидит и ответа на свой вопрос вы не получите. Когда вы цитируете материал из сторонних ресурсов, обозначайте это, пожалуйста, каким-нибудь способом – тегами цитаты, другим шрифтом или кавычками, и приводите название и автора источника или ссылку на интернет-страничку. Запрещается дублировать свои вопросы в нескольких темах или несколько раз в одной теме с формулировкой "подниму/освежу вопрос". Такие дубли будут удаляться.

Памяти Ариала, навигатор по его рассказам | Реклама на форуме | Закачка фото к посту | Полезное для поездок | Отели | Визы | Архив погоды | Такс-фри | Аутлеты Европы | Где жить в Риме | FAQ по Венеции | Из Праги в Баварию | Электронные версии путеводителей "Афиши"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Моя Третьякова : из виртуального в реальное. Часть 1 "


Выставка "Моя Третьякова : из виртуального в реальное. Часть 1 "

Сообщений 11 страница 20 из 48

11

Корин активно принимает участие в оформлении высоток : витражи на площади Восстания

https://i.postimg.cc/Hn3t47R9/07.jpg

и огромное мозаичное панно в главном зале МГУ.

https://i.postimg.cc/CLPNRkjF/12.jpg

С 1954 года Корин Академик Академии художеств СССР .

Художник востребовал, окрылен, он лауреат Сталинской и Ленинской премий...Но при этом он  видит, как много мы потеряли, как много уничтожено и ни на минуту не забывает, что главный труд  его жизни не завершен.

В 1963 году состоялась персональная выставка художника по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности — и в Нью-Йорке в 1965 году.
Обширная коллекция икон, собранных художником, является одной из известнейших и наиболее изученных в России.

Павел Корин скончался 22 ноября 1967 года в Москве. Отпевал его митрополит Пимен – будущий Патриарх Московский и всея Руси. Похоронен на Новодевичьем кладбище .
Человек, который  успел сделать так много, из жизни ушел со словами :"Не успел"
Не успел написать свое главное полотно "Реквием. Русь уходящая". Но остались 29 крупномасштабных этюдов маслом , выполненных с такой силой и мастерством, что они ошеломляют. И белый огромный холст в мастерской, за которым он всю жизнь прятал этюды, показывая их лишь близким людям.

https://i.postimg.cc/ZKCNDgdS/13.jpg

Перед своей смертью в 1967 году Корин оставил завещание, согласно которому его коллекция и дом должны были перейти в собственность Третьяковской галереи.
В 1968 году его вдова Прасковья Корина обратилась к Министерству культуры и к председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину с просьбой об организации в доме художника музея.  Было принято решение и  в доме Корина на Малой Пироговской д.16 был организован художественный музей — филиал Третьяковской галереи. Для посетителей он был открыт в 1971 году. Первым директором и хранителем экспозиции стала Прасковья Корина. Дом был поделён на две части: в одной было выставочное пространство, а в другой — жилые комнаты, где Прасковья Тихоновна жила до своей смерти. В 1976 году на стене дома была установлена мемориальная доска художнику.
В доме хранилась антикварная мебель, личные вещи Корина, этюды к "Реквиему", а также около двухсот иконописных произведений, но потом драгоценные иконы по соображениям безопасности были перемещены в Третьяковскую галерею.

https://i.postimg.cc/PfZJpjYN/14.jpg

https://i.postimg.cc/c4SHfbBh/15.jpg

С 2009 года музей закрыт на реставрацию и когда его откроют неизвестно, поэтому большой удачей стала возможность увидеть 12 из 29 портретных этюдов и главный эскиз картины "Реквием. Русь уходящая" на этой выставке.

0

12

Итак, "Реквием. Русь уходящая".

Идея создания большой, значимой картины волновала Павла Корина уже в студенческие годы. Преклоняясь перед великими мастерами прошлого, художник чувствовал в себе силы создать произведение, в котором смог бы передать нечто важное, возвышающее над обыденностью.
Мысль о создании полотна возникла у Корина , когда он вместе с Михаилом Нестеровым в 1925 году присутствовал на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре.
На церемонии прощании, длившейся пять дней, присутствовали тысячи людей, несмотря на то, что в 1925 году подобное было опасным.
Пять дней нескончаемый поток людей шел к Донскому монастырю, чтобы проститься с Патриархом. Митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, монахи и монахини, прихожане, странники, нищие, слепые. И молодой художник Павел Корин со своим учителем Михаилом Нестеровым. Все пять дней прощания Корин был здесь. То, что он увидел, потрясло его. И это не было переворотом неофита, открывшего для себя великую правду Церкви. Сын потомственного мастера-иконописца из Палеха был плотью этой России, казалось, уничтоженной, затоптанной и осмеянной. Корин захотел запечатлеть это прощание с уходящим миром, дореволюционной Россией.  С замиранием сердца глядя в 20-й век, он записал в дневнике: «Церковь выходит на последний парад».

https://i.postimg.cc/jSFY4M7C/16.jpg

В воздухе витал вопрос, что будет с русской церковью теперь, после смерти патриарха? (Действительно, следующего патриарха разрешили избрать только в 1943 году, до этого был назначен местоблюститель).

В тот же вечер прямо с натуры Корин сделал несколько карандашных набросков в блокноте и записал: «Это же картина из Данте! Это Страшный суд Микеланджело!.. Написать всё это! Не дать уйти! Это — Реквием!»
Он имел ввиду "Рекивем" Берлиоза, который однажды произвел на него сильнейшее впечатления, тогда после концерта Корин записал в записной книжке: «Вечер. Колонный зал. „Реквием“ Берлиоза. Помни „День гнева“. Какое величие! Вот так бы написать! „День суда, который превратит мир в пепел!“ Какая музыка! Этот пафос и стон должен быть в моей картине, гром, медные трубы и басы. Этот почерк должен быть».

Вначале картина задумывалась как трагическая, звучащая подобно реквиему, но постепенно она приобретала торжественные и даже героические оттенки. Дело в том, что Павел Дмитриевич, работая над портретами, увидел людей твердых духом, готовых стойко переносить испытания. С 1925 по 1937 год Павел Корин создал серию портретных этюдов для своей будущей картины, а с 1935 по 1959-й работал над главным эскизом для «Реквиема».

Одним из первых этюдов к картине стал портрет старика Гервасия Ивановича, выполненный в том же 1925 году. Однако церковные иерархи поначалу не соглашались позировать: помог Нестеров, уговоривший своего духовника, митрополита Трифона Туркестанова, после этого Корину стали позировать и другие иерархи Москвы. «Если он выберет кого-нибудь, то просил епископа „благословить“ идти того, кого он выбирал… Епископ просто посылал „за послушание“ идти и позировать художнику», вспоминала вдова художника.
митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» - воплощение естественности - семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой - около трехсот.) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. С остальными труднее. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую... Тогда - «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Придете - увидите. Увидите - встанете». Это действует. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла... Время-то голодное. Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» - исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное...

Композицию своей будущей картины Корин изначально представлял в виде шествия людей на фоне пейзажа, он называл эту композицию «Исход в Иосафатову долину Страшного суда». После того как в 1930-х годах художник благодаря покровительству Горького получил возможность работать в Московском Кремле, у него появился вариант эскиза, где действие происходит на Соборной площади. В окончательном варианте композиции он решил поместить своих героев в интерьер Успенского собора, символа русского государства, имевшего большое значение в его истории.
Корин сумел собрать некоторых из своих натурщиков в давно закрытом для верующих соборе: «Я здесь целый месяц на бумаге устраиваю смотры и вожу во главе с Михаилом Кузьмичом [протодиаконом Холмогоровым] своих хромых, слепых и убогих стариков по кремлёвским соборам и по площадям, наконец привёл их внутрь Успенского собора, где они на фоне величественной архитектуры выстроились в боевом торжественном порядке».

Мотив шествия сменился предстоянием персонажей. Художнику удалось сплотить в едином движении все фигуры, на этюдах существовавших обособленно. Колористическое решение картины построено на контрасте насыщенных светлых тонов центральной части и темных цветов, преобладающих в боковых группах персонажей. Минорные ноты черного на флангах постепенно переходят в мажорную гамму центра, с ликующими аккордами красного и золота в обрамлении синевато-голубого тона. Эскиз дает представление о том, какой могла быть задуманная художником картина, которую действительно можно считать главным произведением Павла Корина.

Считается, что второе название — «Русь уходящая», которое стало «прикрытием» для православного сюжета, предложил Максим Горький, посетивший мастерскую Корина 3 сентября 1931 года (как записал художник в своём дневнике).
Согласно воспоминаниям Корина, когда Горький впервые вошёл в новые помещения Корина и увидел его этюды к картине «Русь уходящая», он воскликнул: "Вы накануне написания замечательной картины. Напишите её, слышите, обязательно напишите! Вот большая мастерская, пишите, ни о чём не заботьтесь. Дайте картине паспорт, назовите её «Уходящая Русь».

Но Павел Дмитриевич отказался, его смущало, что кем-то такое название будет воспринято буквально: Церковь уходит в прошлое. А замысел его был далёк от этого.
Благодаря покровительству пролетарского писателя Корин и получил свою мастерскую (бывшая прачечная), в которой и был установлен гигантский холст, получил поездки заграницу в Италию.. Холст, по некоторым указаниям, соткали в Ленинграде по просьбе Горького.
Новое название, которое Горький дал работе Корина, наметило путь, по которому позднее пойдёт советское искусствоведение — восхваление картины как антирелигиозной пропаганды.

Сам Корин так формулировал причину, по которой Горькому понравилась картина, истинный смысл которой писатель не мог не понимать: «Люди эти — люди большой совести и большого духа, можно с ними не соглашаться, но в уважении им нельзя отказать. Горький был со мной согласен».

Почему же после создания этюдов работа над всей картиной остановилась ?

Незадолго до смерти Горького, в 1936 году  от художника потребовали все этюды к «Реквиему» сдать, поскольку за них платили пенсию, некогда выхлопотанную Горьким; но Корин уговорил комиссию взять деньгами. В любом случае, известно, что сумму Корину пришлось выплачивать в течение 20 лет, отдавая за них заработки за другие свои произведения. «Продажа этюдов стала терзанием и ужасом моей жизни. В дальнейшем, когда писал портреты, эскизы, пейзажи — все они шли за долги. Я превратился опять в реставратора и преподавателя рисования. Мне 45 лет».
8 июня 1936 года умер Максим Горький. Корин остался без покровительства. Можно было начинать травлю.
Уже 8 декабря 1936 года Сталину поступил донос, касающийся Павла Корина. Его автор — заместитель заведующего культурно-про-светительским отделом ЦК ВКП(б) Алексей Ангаров (Зыков) в своем послании писал: «Корин утверждает, но весьма неуверенно, что вся эта коллекция мракобесов собрана им, чтобы показать их обреченность. Между тем никакого впечатления обреченности, судя по эскизам, он не создает. Наоборот, передает ненависть этих людей, по его замыслу, сильных, волевых, преисполненных готовности умереть за свои идеи».

Травлю поддержала пресса, художника обвиняли, что он «сделал попов героями-мучениками». В те годы он держал дома мешок с вещами на случай ареста. К счастью, ареста не последовало, за художником даже сохранили прекрасный дом — мастерскую на Малой Пироговской,  но это благодаря помощи писателя Алексея Толстого.
В 1937 году в мастерскую пришла комиссия из Комитета по делам искусств и потребовала показать этюды.  Картины Корина были сняты из экспозиции Третьяковской галереи.
Работать над картиной в таких условиях было трудно: «Нужно полное спокойствие нервов, а его нет. Я нашёл сюжет в 1925 году. Ношусь с ним с тех пор и должен писать».
Чтобы выжить, Павел Дмитриевич писал портреты, а потом... началась война.
Во время войны талант Корина воспылал с новой силой. Он не поехал в эвакуацию, а остался работать в историческом музее с кольчугами и шлемами. Трагедия народа заставила вспомнить о тысячелетней истории и вызвала патриотический подъём. Всё понимание духовной красоты русского человека художник вложил в триптих «Александр Невский», написанный им в 1942 году.

https://i.postimg.cc/QMG0D5L0/17.jpg

В те дни эта картина стала чем-то большим, нежели просто художественное произведение. В феврале 1944-го огромная копия этого полотна встретила освободителей разрушенного Новгорода. А в октябре Корина одели в форму капитана и на военном самолёте отправили в Берлин, к маршалу Жукову. Там он написал портрет, который сам Жуков прокомментировал: «Хорошее лицо, полевое».

https://i.postimg.cc/CKGJx1SY/18.jpg

После войны отношение властей немного улучшились,  но к «Реквиему» Корин вернуться уже не смог.

В 1944 году Корин присутствовал на отпевании умершего патриарха Сергия и зарисовал собравшихся архиереев. Среди них были архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и митрополит Алексий (Симанский), который через несколько месяцев стал патриархом. Избрание Алексия прошло на Соборе в январе 1945 года — одном из главных событий в истории Русской Православной церкви с 1917 года, в котором впервые за годы советской власти участвовали патриархи и представители других автокефальных церквей, в том числе 4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов. Корин присутствует на Собор, делая множество зарисовок. Он изображает иностранных и русских иерархов, делая на полях рисунков короткие записи, в которых чувствуются его восторг и ощущение празднества: „31 января 1945 года. Открытие поместного Собора Православной Церкви. Я присутствовал на всех торжествах!“»
Тогда Корин делает набросок карандашом нового, записывая на полях цвета его парадного облачения. «Быстрые, подробные зарисовки, записи, уточняющие цвета, говорят о том, что Корин ещё думает о создании картины, однако по этим записям заметно, как меняется настроение художника — уходит ощущение обречённости Русской церкви».
В 1948 году Корин рассказал о своём замысле патриарху Алексию, который согласился позировать. Состоялось несколько сеансов, но не очень продуктивных. В 1956 году Алексий и Корин договорились встретиться в Одессе, но инфаркт художника этому помешал.

Художник Дмитрий Жилинский вспоминал: «Я помню, как после окончания института мы — Оссовский, Коржев, Суханов и я — пришли к Корину и сказали: „Павел Дмитриевич, если вы хотите начать картину, мы готовы помочь…“». Эти слова свидетельствуют о том, что и в начале 1960-х годов молодые художники, знакомые Корина, считали возможным написание картины на заготовленном ещё в 1930-е годы холсте. Однако Корин отказался.

Генрих Гунн так объясняет невозможность для Корина написать финальную картину: «Разгадка в том, что коринские портреты, создаваемые как этюды к картине, на самом деле не были этюдами, а законченными произведениями, и слепить из них новую картину представлялось задачей. почти неразрешимой. В них самих уже всё было сказано, композиционная расстановка не прибавляла ничего».
1959 год считается концом окончания работы над произведением, хотя художник прожил до 1967 года. Именно «1959 годом» Корин подписал свой финальный эскиз, над которым работал с 1935 года.

Всего Корин сделал 29 подготовительных портретов и этюдов.  Однако предназначенный для картины гигантский холст  остался нетронутым к моменту смерти художника в 1967 году, простояв в мастерской художника 27 лет. Этот холст «органично приобрёл в современном искусстве самостоятельный статус. Он экспонируется на выставках наряду с законченными работами художника, сегодняшние критики снова и снова пытаются осмыслить значение этой ненаписанной картины: это и „икона гигантского света“, и антитеза „Чёрному квадрату“ Малевича».
«Чистота холста — вопрос спорный, поскольку имеется многочисленный материал, что Корин над ним постоянно работал (…) Это было не создание картины, а своеобразной работой над объектом: он заказывал подрамник, который сам по себе является художественным произведением, придумывал конструкцию фиксации холста под определённым углом наклона, разработал вместе с мастерами Академии Художеств высокие лестницы, которые позволяют работать сидя на самом верху у этой картины. Он постоянно занимался грунтовкой холста — перешкуривал его, перегрунтовывал. Сам холст является невидимым, но всё-таки полем воздействия его рук», говорят в музее.
Проект новой экспозиции после реставрации здания предусматривает отдельный зал, посвящённый картине, центром которого будет опять-таки пустой холст.

0

13

Несмотря на то что на большой холст  картина  так и не была перенесена, идея произведения получила воплощение в серии портретов и в главном эскизе всей композиции.
На финальном главном эскизе изображён интерьер кремлёвского Успенского собора. Это 22 апреля (5 мая) 1918 года — последняя пасхальная служба в Кремле, которую провёл викарий Московской епархии архидиакон Дмитровский Трифон (Туркестанов).

https://i.postimg.cc/2jnmfpqD/22-IMG-20230209-125433.jpg

Ни одной случайной фигуры. Центр картины на финальном эскизе – три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий. Корин, пренебрегший «человеческой» хронологией и заглянувший в эсхатологическое измерение, был современником всех троих. Перед патриархами – митрополит Трифон в  пасхальном облачении с простертым жестом, означающим начало литургии: «Благослови кадило, Владыка!». Справа прямой взгляд молодого монаха – друга художника и будущего патриарха Пимена.
Это символы Церкви, которую расстреливают на полигонах, взрывают, сжигают, но она не гибнет , а уходит в вечность.

При этом допущены намеренные анахронизмы: в центре изображён Сергий (Страгородский) — патриарх только с 1943 года. Для его образа Корин воспользовался этюдом 1937 года, переписав мантию и головной убор, изменив его на патриарший куколь. Мантия — красного цвета, «хотя в РПЦ принят зелёный цвет патриаршей мантии. Корин не мог этого не знать. Вероятно, красную мантию, в которую он облачил патриарха Сергия, художник увидел на представителях Вселенского или Иерусалимского патриархата, прибывших в Москву на Собор 1945 года», пишут исследователи.
В Третьяковской галерее дают этому этюду такое описание: «Колористическое решение картины построено на контрасте насыщенных, светлых тонов центральной части и тёмных цветов, преобладающих в боковых группах персонажей. Минорные аккорды чёрного на флангах постепенно переходят в мажорную гамму центра, с ликующими аккордами красного и золота в обрамлении синевато-голубого тона».

https://i.postimg.cc/BQNrqJ4d/25-IMG-20230209-125455.jpg

Исследователи с помощью вдовы художника Прасковьи Тихоновны восстановили имена почти всех участников «последнего парада». Все они позировали художнику, и по много раз.

https://i.postimg.cc/5NxcdXdB/24-IMG-20230209-125449.jpg

https://i.postimg.cc/FHCXxN6j/23-IMG-20230209-125446.jpg

Судьба многих иерархов, запечатлённых Кориным в этюдах, окажется трагической в годы репрессий. «Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но всё-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце моё обливалось кровью», — писал художник.
Именно работа над этюдами к "Реквиему" помогает художнику не терять веру в своё предназначение.

Несмотря на задуманный трагический пафос картины, Корин не стремился к идеализации. Один из посетителей его мастерской, посмотрев этюды «Реквиема», сказал: «Павел Дмитриевич, вы картину пишете на руку большевикам».
«Я, братец мой, — ответил художник, — миленьких, чистеньких, с закатившимися глазами не писал и писать не буду. Я пишу правду».
И вот они, портретные этюды к картине.

https://i.postimg.cc/ncdPyT1x/27-IMG-20230209-124724.jpg

Все герои этих огромных и прекрасных работ разные, со своим характером  и судьбой, но есть и то, что их объединяет: убежденность и осознание трагического конца выбранного пути.
Были те, кто видел в коринских персонажах религиозных фанатиков, выпавших из новой жизни. Но сам Корин знал другую правду: «Писал я людей большой веры и убеждений, а не фанатиков». По сути то, что он делал, никак не укладывалось в рамки той эпохи. Советское искусство создавало образ человека-победителя, вдохновенного строителя новой жизни.
Мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами жертвы исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно — духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они — отдельные ипостаси одной идеи...

0

14

Про каждого персонажа на этюдах есть информация.

"Молодой монах -отец Федор" 1932г.

https://i.postimg.cc/vZ4yMbt0/28-IMG-20230209-130228.jpg

Отец Феодор, в миру Олег Павлович Богоявленский, родился в 1905 году в семье русского консула в Персии. В 1911 году его отец был убит персами, и мать с тремя детьми вернулась в Петербург. В послереволюционные годы семья жила очень скромно, часто прибегая к помощи брата матери, профессора Александра Петровича Нечаева. Дети были воспитаны в христианской вере и церковной традиции. Желание служить людям побудило Олега Богоявленского поступить на медицинский факультет Московского университета. На четвертом курсе он оставил учебу, так как из-за болезни матери ему пришлось устроиться на работу, чтобы содержать семью. В конце 1927 года он был призван в армию. Вернувшись из армии и желая найти себе духовного наставника, Олег стал посещать Высоко-Петровский монастырь. Здесь он нашел духовного руководителя в лице архимандрита Никиты (Курочкина) и примкнул к общине Высоко-Петровского монастыря. Несмотря на то что к концу 1920-х годов монастырь был окончательно закрыт, община продолжила существовать в остававшихся открытыми московских церквях.

https://i.postimg.cc/QMq4qbCv/30-IMG-20230209-125540.jpg

В 1933 году из-за доносов большинство братии и прихожан общины Высоко-Петровского монастыря было арестовано. Отец Феодор был приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. После освобождения жил в Московской области, где, получив священнический сан, служил в различных храмах. За отказ заниматься доносительством отец Феодор был выселен за пределы Московской области. Поселился в селе Завидово под Тверью, но продолжал приезжать в Москву, сохраняя связь со своими духовными детьми. В июле 1941 года отец Феодор был обвинен в создании подпольной организации церковников, арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, где подвергался постоянным допросам и пыткам. Благодаря его стойкости следствие, длившееся до 1943 года, развалилось. Все привлеченные по этому делу вместе с отцом Феодором были освобождены. Отец Феодор был осужден на пять лет ссылки, но из-за длительного содержания в тяжелых условиях и постоянных пыток он скончался через месяц в тюрьме в Балашове. В 2000 году Архиерейским собором Русской православной церкви отец Феодор Богоявленский был причислен к лику святых в чине преподобномученика. Портрет отца Феодора – это образ целого поколения молодого монашества, бескомпромиссного, стойкого, безжалостно уничтожавшегося в 1930-е годы.

"Скиигумен Митрофан и иеромонах Гермоген" 1933г.

https://i.postimg.cc/zDdfQZ4G/31-IMG-20230209-125556.jpg

На двойном портрете, созданном Павлом Кориным для картины «Реквием», запечатлены монахи тайного братства Высоко-Петровского монастыря – схимоигумен Митрофан и иеромонах Гермоген.
Игумен Митрофан был одним из духовных наставников последних тайных монашеских общин в Москве в 1920–1930-е годы. Он принял постриг в Смоленской Зосимовой пустыни. После ее закрытия перешел в Высоко-Петровский монастырь в Москве (на тот момент монастырь уже был официально закрыт, все жилые помещения реквизированы, но храмы продолжали действовать). В 1930 году арестован «за разжигание религиозных предрассудков» и сослан в северный край, но в 1932 году освобожден. В 1935 году, в период массовых арестов в тайной общине Высоко-Петровского монастыря, он был вновь арестован и выслан в Каширу, где служил во Фроловской церкви и продолжал принимать духовных детей. В 1941 году арестован в третий раз и отправлен в заключение, где и погиб в середине 1940-х годов.

https://i.postimg.cc/dtL0PNKm/34-IMG-20230209-125615.jpg

Точные сведения об изображенном иеромонахе Гермогене в настоящее время не обнаружены. По воспоминаниям прихожанки Высоко-Петровского монастыря монахини Игнатии (Петровской), иеромонах Гермоген управлял правым хором, был суров, молчалив, нес свое послушание в полном смирении, был всегда спокоен и погружен в себя. Она также отмечала, что на полотне П.Д. Корина он запечатлен в характерном для него положении, с опущенной головой.

https://i.postimg.cc/HL2m7bgk/33-IMG-20230209-125609.jpg

Помимо бросающегося в глаза противопоставления двух характеров – погруженного в себя иеромонаха Гермогена и открытого взгляда схимоигумена Митрофана, можно отметить, что композиционно художник объединяет эти портреты, тем самым подчеркивая единство их монашеского служения, подвига веры, готовности свидетельствовать о ней.

0

15

Лена ГМ написал(а):

Вероятно, красную мантию, в которую он облачил патриарха Сергия, художник увидел на представителях Вселенского или Иерусалимского патриархата, прибывших в Москву на Собор 1945 года», пишут исследователи

Это так на выставке написано?
Более очевидное объяснение красного цвета - это подчеркивание отношений патриарха Сергия с Советской властью
Да, интересная выставка в целом. Спасибо, что привлекла внимание.

0

16

Чисто с художественной точки зрения красный акцент в центре композиции оправдан, он был нужен. Но на самом деле на большом эскизе в центре в красном вовсе не патриарх Сергий, а митрополит Трифон. Изображение патриарха Сергия в том виде, как он ан портретном эскизе, я среди персонажей главного эскиза не нашла. Возможно, он в лиловой мантии.
Кстати о цвете. На эскизе всей картины архидиакон Холмогоров  в зелёной мантии, а на портретном эскизе он в мантии совсем другого цвета.

И вообще, я уверена, что если бы Корин исполнил свой замысел в полном объеме, то картина сильно изменилась бы по отношению к эскизу.

По поводу реверансов в адрес Советской власти - а по другому тогда было не выжить. Это видно даже из биографий персонажей этих картин. Страшное было время , а сейчас оно не лучше, все кто против -враги. Травля в "лучших" российских традициях.

Уже только ради Корина надо было сходить на выставку, но там и много чего другого заслуживает внимания. Я как то выпустила эту выставку из внимания, да и про коринские этюды на ней узнала недавно, а то бы раньше сходила.
Название выставки " из виртуального в реальное " как- то ни о чем не говорило.

0

17

Лена ГМ написал(а):

Но на самом деле на большом эскизе в центре в красном вовсе не патриарх Сергий, а митрополит Трифон.

Это ошибка, кочующая по интернету к описанию картины Русь уходящая. Сравните фото того и другого

0

18

Да,  есть "путеводитель" по картине  ( https://s-t-o-l.com/material/26265-rus- … o-est-kto/)  на нем все  подписаны и это действительно митрополит Трифон, он под номером 9, а вот насчет патриарха Сергия под номером 8 я ошиблась, это не он.

https://i.postimg.cc/d0tnyVLY/73.jpg

0

19

"Отец Сергий Успенский ( старший ) (Сергей Васильевич Успенский) 1929г.

https://i.postimg.cc/RVvmq2cz/35-IMG-20230209-125628.jpg

Согласно "путеводителю", он на картине под номером 17, в заднем ряду, он него там одна голова, поэтому теперь ясно, что мы не нашли его на  переднем плане в красном облачении. И это относится ко многим персонажам, от которых на картине должна была быть одна голова, и при это существует полноценный портретный этюд в полный рост, что делает эти этюды самостоятельными произведениями.

Иерей Сергий Успенский (старший), потомственный православный священник, был настоятелем храма Спаса Преображения на Песках на Арбате и старшим благочинным Москвы. Заботясь о нравственном состоянии народа, отец Сергий создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством. Известный в Москве своим благочестием, он был избран заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии А.Ф. Самарина. В 1919 году за попытку защиты храмов отец Сергий был арестован вместе с А.Ф. Самариным и обвинен в организации активного сопротивления новой власти. Был приговорен к пятнадцати годам тюрьмы, но вскоре срок заменили на условный. В марте 1922 года отца Сергия повторно арестовали в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, приговорили к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и поражением в правах на пять лет. 16 февраля 1923 года наказание было заменено на условное освобождение в связи с преклонным возрастом священника. В 1930 году отец Сергий скончался.

https://i.postimg.cc/7Pn8vXjt/37-IMG-20230209-125634.jpg

Портрет отца Сергия Успенского (старшего) относится к ранним этюдам-портретам, написанным П.Д. Кориным для «Реквиема». Павел Корин подбирал для своей картины разные характеры и образы. В портрете отца Сергия художник изобразил благородного, пожилого, опытного священника, прожившего долгую жизнь и неотступно следовавшего христианскому долгу. П.Д. Корин написал его в красном пасхальном облачении и митре, слегка уставшего, но крепко держащего перед собой крест. Из воспоминаний П.Т. Кориной, жены художника, известно, что отец Сергий согласился позировать П.Д. Корину только потому, что прежде ему уже позировал митрополит Трифон Туркестанов, тем самым показав пример остальному духовенству.

"Схиигуменья Фамарь" 1935г.

На эскизе картины она под номером 21 и изображена стоящей, но на этюде она сидит.

https://i.postimg.cc/cJtyVWNf/38-IMG-20230209-125653.jpg

Портрет матушки Фамари был исполнен П.Д. Кориным незадолго до кончины игуменьи.  В альбомах П.Д. Корина сохранились два рисунка к портрету с датой 30 октября 1935 года. По состоянию здоровья она уже не могла позировать стоя, и художник изобразил ее в кресле. Корину важно было показать в портрете духовный аристократизм схимоигуменьи. Матушка Фамарь родилась в Грузии в княжеской семье Марджанишвили, до принятия монашества носила имя Тамара.

https://i.postimg.cc/0QpgyCjQ/40-IMG-20230209-125706.jpg

В юном возрасте она ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где впоследствии стала игуменьей. Затем ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет она основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит. В 1931 году схимоигуменья Фамарь была арестована, вместе с несколькими сестрами ее отправили в ссылку в Иркутскую область. Вернувшись из Сибири, она поселилась под Москвой, недалеко от станции Пионерская. Пребывание в ссылке сильно подорвало здоровье схимоигуменьи, и в 1936 году она скончалась. В 2016 году матушка Фамарь была канонизирована Грузинской и Русской православными церквями как преподобноисповедница. П.Д. Корин не оставил воспоминаний о работе над портретом матушки Фамари, но из воспоминаний близких ему людей известно, что он ездил к ней на станцию Пионерская.

https://i.postimg.cc/dVxcH1gq/40-IMG-20230209-130157.jpg

"Схимница из Вознесенского кремлевского монастыря в Москве" .1933г.

https://i.postimg.cc/rwmLNWnn/41-IMG-20230209-130157.jpg

На схеме- "путеводителе" ее голова видна под номером 23 , на моем фото лучше видно, она слева от молодого монаха -отца Федора. Но вот еще одна ошибка -в описании к этому "путеводителю" под номером 23 числится Елизавета Федоровна Романова, но это однозначно не так. Мне кажется, голова  Великой княгини слева от матушки Фамарь, она в полуобороте и смотрит  вверх. Так что и "путеводитель" не есть "истина в последней инстанции". И вообще, идентификация персонажей на главном эскизе -задача не из легких.

Среди этюдов к картине  особым смыслом наполнены портреты схимников. Их фигуры выделяются одеждой, покрытой изображениями белых голгоф с крестами и других элементов схимнического облачения, ясно читающихся на черной ткани. Особенность служения схимников в полном отрешении от мира и погружении в молитву. Схимница из Вознесенского (Кремлёвского) монастыря с прекрасным строгим лицом подобна монументу, она являет собой образ строжайшего целомудрия. В ее лице, в строгом взгляде, в сплетенных на груди пальцах рук П.Д. Корин передает внутреннее состояние, напряженную борьбу чувств и подвижническое их преодоление, отсечение своеволия. Статная фигура схимницы наделена царственным величием. На обороте холста Корин оставил надпись: «Схимница из Вознесенского Кремлёвского монастыря в Москве». Быть может, упоминание этого монастыря не случайно: на протяжении почти трехсот лет он служил местом пострига и упокоения женщин царского рода.

https://i.postimg.cc/rFy6qxkV/43-IMG-20230209-125731.jpg

Личность монахини точно не установлена. Согласно одной версии, это портрет игуменьи Евгении (Екатерины Алексеевны Виноградовой), которая в 1910-х годах была настоятельницей Вознесенского женского монастыря в Кремле. По другой версии, изображена Екатерина Дмитриевна Крылова, в монашестве Нина, в схиме Мария, сестра Лидии Дмитриевны Крыловой, которая, предположительно, представлена на портрете схимницы из Ивановского монастыря.

"Трое"  1933-1935гг.

https://i.postimg.cc/dtnYCnBZ/44.jpg

Эта группа под номера 24, 25 и 26.

Трое» – это единственный тройной портрет цикла, на нем художник объединил три образа верующих женщин – три грани религиозного благочестия.
В центре выступает Мария Николаевна Елагина, с твердым прямым взглядом, представляя волевую и непоколебимую силу веры, увлекающую за собой. Из воспоминаний родственников Марии Николаевны известно, что она постриглась в монашество в молодости, пережив несчастную любовь. Продолжала открыто носить монашескую одежду в 1920-х годах. Погибла зимой 1931 или 1932 года, попав под трамвай. П.Д. Корин увидел в этой «тихой старушке», какой ее запомнили близкие люди, образ строгой монахини с крепкой нерушимой верой.

https://i.postimg.cc/nz8bxWHg/46-IMG-20230209-125813.jpg

Слева от М.Н. Елагиной изображена Софья Михайловна Голицына, олицетворяющая тип образованной религиозной женщины, аристократки. Ее облик наполнен страстным духовным переживанием, близким к экзальтации. П.Д. Корин подчеркивает огромные голубые глаза, особое внимание уделяет изображению рук с тонкими, длинными пальцами, нервно сжимающими наброшенную на плечи шаль. Судя по воспоминаниям дочерей, при всем сходстве внешнего облика Софьи Михайловны с портретом П.Д. Корина она не была экзальтированной женщиной того типа, который, вероятно, был необходим художнику для его картины.
Софья Михайловна Мейен, урождённая княжна Голицына, не была монахиней. Она училась на химико-фармацевтическом факультете МГУ, но вскоре была отчислена из-за происхождения. Её муж, Виктор Александрович Мейен, был арестован и погиб в лагерях, Софья же осталась с тремя детьми на руках. Всю жизнь работала машинисткой, посвящая все свободное время службам в храме Ильи Обыденного.

https://i.postimg.cc/rsJvSFS2/47-IMG-20230209-125807.jpg

Третий образ неизвестной монахини воплощает спокойный, осознанный жизненный выбор. Сведений об имени и судьбе этой монахини в настоящее время нет.

https://i.postimg.cc/Wb5BzzNM/52-IMG-20230209-125845.jpg

На последнем эскизе «Реквиема» П.Д. Корин полностью вписал тройной портрет в общую композицию будущей картины, изображая М.Н. Елагину, С.М. Голицыну и безымянную монахиню слева на первом плане.

"Отец Сергий Успенский (младший)". 1931г.

https://i.postimg.cc/Y0k5GmLx/50.jpg

На схеме он под номером 18, от него там одна голова за Схимницей из Вознесенского монастыря.

Изображенный на портрете протоиерей Сергий Успенский (младший) – один из московских православных священников, продолжавших служение в 1920–1930-е годы. Человек высоконравственный, очень образованный, с большой религиозно-философской эрудицией, он был духовником многих представителей московской интеллигенции. Сергей Михайлович Успенский, родной племянник отца Сергия  Успенского (старшего). После ареста дяди также служил в церкви Спаса Преображения на Песках.
Отец Сергий годами помогал семьям репрессированных, а в 1933-м сам оказался под арестом по обвинению в участии в нелегальных собраниях и антисоветской агитации. Он был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, но досрочно освобожден по состоянию здоровья. В 1937 году отца Сергия вновь арестовали и в декабре того же года расстреляли.
Сведения о дате и обстоятельствах смерти протоиерея Сергия скрывались от его семьи и стали известны только в 1989 году. Впоследствии Архиерейским собором Русской православной церкви протоиерей Сергий Успенский был причислен к лику святых как священномученик.
Портрет отца Сергия был написан Кориным для картины «Реквием», позировать он согласился по просьбе М.В. Нестерова. Павел Дмитриевич писал его в церкви в Спасо-Песковском переулке, где тот служил. Протоиерей стоял перед художником в том же молитвенном настроении, в каком пребывал во время церковной службы. Коротких сеансов, по 30–40 минут, было немного, и Павел Дмитриевич торопился скорее схватить нужное ему. В спешке он не уместил всю фигуру на взятом холсте. Впоследствии Корин собирался заказать новый подрамник, вшить холст и дописать портрет, удлинив фигуру, но это намерение осталось невыполненным.
Павел Корин удивительно тонко почувствовал судьбу и внутренний облик отца Сергия – портрет написан словно не за шесть лет до смерти, а накануне расстрела. Сжатые, сомкнутые руки, прямая осанка, готовность с достоинством принять смерть.

https://i.postimg.cc/Wb5BzzNM/52-IMG-20230209-125845.jpg

Один из посетителей мастерской П.Д. Корина заметил: «Ваши герои имеют осанку ту, которая была свойственна людям эпохи Возрождения, ваши и митрополит, и монахи, и нищие, и слепые – все проходят под фанфары».

0

20

"Митрополит Трифон"  1929г.

https://i.postimg.cc/qMdnmPFY/53-IMG-20230209-125903.jpg

Вот она, та самая фигура в красном в центре картины на переднем плане. ( № 9)

Владыка Трифон Туркестанов одним из первых был написан Павлом Кориным для неосуществленной картины «Реквием». В духовных кругах владыка пользовался большим уважением, и его согласие позировать малоизвестному на тот момент художнику послужило примером для других духовных лиц.
Борис Туркестанов, аристократ голубых кровей,  сын князя Петра Николаевича Туркестанова и княгини Варвары Александровны Нарышкиной. Будущий Митрополит  окончил историко-филологический факультет Московского университета, вел научную работу, был действительным членом Московского археологического института.  Казалось, ему уготована блестящая военная или дипломатическая карьера, но князь Борис Туркестанов решил отчего-то стать монахом. Принял постриг под именем Трифона и получил послушание – окормлять узников пересыльной тюрьмы близ Сергиева Посада. Через несколько лет он стал настоятелем московского Богоявленского монастыря, которым он руководил до начала Первой мировой войны.
Митрополит Трифон Туркестанов (1861–1934) был широко почитаем народом как подвижник, проповедник и духовный наставник. Особое внимание он уделял благотворительности, был членом нескольких филантропических учреждений, на нужды которых жертвовал личные средства, возглавлял также Московское отделение попечительства о слепых. В народе он был известен как талантливый проповедник, его называли «московский Златоуст».
В 1914 году он был назначен управляющим Московской митрополией, но уже в августе 1914 года он оставил должность и добровольцем отправился на фронт – полковым священником 168-го пехотного Миргородского полка. На польском фронте в 1915 году получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву. В  1916 году ушел на покой в Ново-Иерусалимский монастырь. Однако вскоре снова отправился на фронт , на сей раз румынский, где снова получил ранение, потеряв один глаз. Вернулся только в 1917 году. После революции он стал простым монахом в Донском ставропигиальном монастыре.

https://i.postimg.cc/fbk0tD33/55-IMG-20230209-125909.jpg

На момент создания портрета владыка пребывал уже на покое, но продолжал участвовать в богослужениях в остававшихся открытыми храмах.
Скончался владыка Трифон 14 июня 1934 года в Москве.  На похороны собралось так много москвичей, что милиции пришлось перекрыть движение автотранспорта по пути следования процессии на Введенское (Немецкое) кладбище.

Павел Дмитриевич изобразил владыку Трифона в ярко-красном епископском пасхальном облачении, которое подчеркивает одухотворенность его облика. По замыслу художника, он должен был стать одним из ключевых образов будущей картины. В окончательном эскизе полотна митрополит Трифон изображен стоящим на амвоне Успенского собора в первом ряду, в центре. Его фигура служит своего рода замковым камнем всей композиции.

"Митрополит Сергий" 1937г.

https://i.postimg.cc/Hk6ykVLD/56.jpg

Вот я и дошла до митрополита Сергия, будущего патриарха.  Именно про цвет мантии этого персонажа и  было обсуждение выше, именно его я и не могла найти.  Посмотрим, где же он на большом  эскизе. "Путеводитель"  дает  номер 5 , это фигура действительно с красной мантией , стоящая за митрополитом Трифоном.  А вот на этюде он в лиловой мантии. Разобрались, наконец . :rolleyes:

Образ митрополита Сергия завершает галерею портретов, написанных П.Д. Кориным для «Реквиема». Такие образы представителей духовенства – мощные, выразительные – сам Корин называл «басы-профундо». Это еще и одна из самых живописных работ всей серии, решенная в яркой цветовой гамме. Митрополит изображен в полном облачении, на его плечи наброшена лиловая мантия с нашитыми белыми и красными лентами – «потоками», поверх нее на грудь перекинута золотистая лента омофора, украшенная бахромой и вышивкой, на груди митрополита – крест и панагии, на голове белый клобук, в руках епископский посох. Но это яркое облачение не отвлекает от лица митрополита Сергия. В его выражении нет суровости, присущей другим портретам. Напротив, за общей серьезностью и торжественностью в нем проглядывают приветливость и добродушие. Из-под простых очков смотрят внимательные, умные глаза.
Будущий Патриарх Сергий (Иван Николаевич Страгородский) возглавлял церковь после смерти Патриарха Тихона, будучи сначала заместителем местоблюстителя патриаршего престола, а потом – после ареста и казни митрополита Петра Полянского – и самим местоблюстителем.
Крупнейший богослов современности, участник Русской православной миссии в Японии, талантливый дипломат, митрополит Сергий возглавил Русскую православную церковь в тяжелые годы советских преобразований. В годы Великой Отечественной войны он был избран патриархом, но пробыл им недолго, в 1944 году он скончался.
Оценка жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) является одним из самых спорных и трудных вопросов церковной истории. Главным же предметом спора является подписанная Сергием «Декларация 1927 года», которая стала своего рода капитуляцией Церкви перед безбожным режимом большевиков.
«Декларация» вызвала раскол среди духовенства. Так, зарубежная церковь отвергла саму идею примирения с большевизмом. Появились даже такие термины, как  «сергианство» и «сергианцы».  Но вот как оценивал позицию Сергия философ Николай Бердяев: «Героическая непримиримость отдельного человека, готового идти под расстрел, прекрасна, полновесна и вызывает чувство нашего восхищения. Но там, в России, есть ещё другой героизм, другая жертвенность, которые люди не так легко оценивают. Патриарх Тихон, митрополит Сергий – не отдельные, частные лица, которые могут думать только о себе. Перед ними всегда стоит не их личная судьба, а судьба Церкви и церковного народа как целого. Они могут и должны забывать о себе, о своей чистоте и красоте и говорить лишь то, что спасительно для Церкви. Это есть огромная личная жертва. Её принёс патриарх Тихон, её приносит митрополит Сергий. Некогда эту жертву принёс святой Александр Невский, когда ездил в Ханскую Орду. Отдельный человек может предпочесть личное мученичество. Но не таково положение иерарха, возглавляющего Церковь, он должен идти на иное мученичество и принести иную жертву».

" Иеромонах Пимен и епископ Антонин" 1935г.

https://i.postimg.cc/jSxfTzt4/58.jpg

На первом плане изображен иеромонах Пимен (Сергей Извеков),  будущий патриарх Московский и всея Руси. Как многие представители духовенства, в первые десятилетия советской власти он прошел тяжелый путь преследований, пережил несколько арестов.

«Последнему советскому патриарху» на момент написания портрета  было всего тридцать лет, но именно молодого иеромонаха, напоминающего сурового рыцаря Христова воинства, Корин выдвинул на первый план, сделав его практически центром картины. Уже тогда за плечами молодого монаха был арест по делу «церковно-монархической организации», правда, вместо тюремного срока он был отправлен в ряды Красной армии – таким образом следователи ОГПУ рассчитывали «перевоспитать» молодых священников и монахов. Но не получилось: после ранения и демобилизации Извеков вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилове, где с ним познакомился Корин, поразившийся какой-то внутренней собранности и уверенности молодого иеромонаха.

https://i.postimg.cc/3JCGzL5w/60.jpg

За время своего церковного служения иеромонах Пимен внес большой вклад в укрепление отношений между православными церквями разных стран. Награжден орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы патриархи Тихон и Иов.

Относительно личности изображенного справа епископа в настоящее время существует несколько предположений. Согласно одной из версий, на портрете изображен епископ Антонин Грановский, хотя к моменту исполнения работы он уже умер. Антонин Грановский, выдающийся церковный ученый, знаток древних языков и исследователь раннехристианских текстов, был одним из лидеров обновленческого церковного движения. Епископ изображен массивным, могучим, с богатырскими плечами и длинной бородой, с крупными чертами лица и горящим взглядом, полным внутренней динамики.
И всё же доминанта в этом двойном портрете – образ иеромонаха Пимена, именно его П.Д. Корин представляет как волевого церковного лидера. В последнем эскизе картины П.Д. Корин расположил фигуры иеромонаха Пимена и епископа Антонина в левой части картины ( №7) . Художник сохранил композиционное решение двойного портрета, при этом фигуру Пимена поместил на первом плане эскиза таким образом, что он оказался среди ближайших к зрителю персонажей. Значимость образа подчеркнута его прямым взглядом на зрителя.

0


Вы здесь » Вместе по всему миру » Рассказы: Россия » Выставка "Моя Третьякова : из виртуального в реальное. Часть 1 "